Для большинства россиян, независимо от пола, возраста и рода занятий, 8 Марта прежде всего женский праздник. Для 18 процентов опрошенных ВЦИОМ, это – праздник начала весны. В меньшинстве россияне, которые расценивают его как дополнительный выходной день. А для 4% эта дата не представляет собой ничего особенного и праздником не является.
Честно говоря, словосочетание «Женский день» ничего, кроме смущенного недоумения, банных или медицинских ассоциаций у меня не вызывает. «День весны и цветов» - название для слуха более приятное, но все весенние приветствия прозвучали только что на масляной неделе. Да и цветами романтики уже осыпали прекрасных дам 14 февраля. «День международной солидарности трудящихся женщин» - это название сегодня серьезно воспримут лишь историки, да участницы гендерных общественных организаций. Вот и празднуем мы просто «8 марта». Да и хорошо, пусть народ веселится, скажете вы. Но в последнее время в обществе слышатся разговоры о том, что 8 марта мы отмечаем неспроста, что на самом деле - это закамуфлированный праздник Пурим…
Как он возник и мимикрировал
В 19-м веке и начале 20-го о том, что представительницы прекрасного пола имеют какие-то права, в большинстве стран мира было не принято даже говорить. Женщинам запрещалось участвовать в выборах и занимать руководящие должности - если, конечно, речь шла не о царствующих особах или наследницах крупных состояний. Да и работающих женщин тогда было немного: считалось, что жена должна заниматься домом и детьми, а участие в общественной жизни ограничивалось зачастую посещением церкви. Но, если уж женщина вынуждена была работать, то ее рабочий день был дольше (до 16 часов в сутки), а оплата меньше, чем у мужчины. Женский труд считался менее квалифицированным, а в обществе господствовало мнение, что жену должен содержать муж. Правда, общественным мнением в те времена являлось как раз мнение мужчин. Отстаивать свою точку зрения публично женщины отважились только во второй половине 19-го века. Первая женская акция состоялась 8 марта 1857 года, когда текстильщицы Нью-Йорка прошли "маршем пустых кастрюль" по Манхэттену. Они требовали повышения зарплаты и улучшения условий труда. Из политических партий в защиту прав женщин выступили только социал-демократы. Именно они были инициаторами организованной борьбы. Демонстрацию разогнали, но шума в связи со своей необычностью она наделала изрядно. Это событие даже стали называть Женским днем…
Прошло более 50-ти лет, и в последнее воскресенье февраля, уже 1908 года, тысячи женщин вновь вышли на улицы Нью-Йорка. Демонстрация эта, как можно догадаться, была приурочена к тому самому «Женскому дню» 1857 года. Уже внучки тех самых первых активисток требовали в этот день запрета детского труда, улучшения условий на фабриках и предоставления женщинам права избирательного голоса. Полиция получила приказ разогнать демонстрацию. В ход были пущены шланги с грязной ледяной водой.
В следующем 1909 году Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин. На следующий год социалистки и феминистки провели Женский День уже по всей стране, а социалистическая партия США провозгласила последнее воскресенье февраля Национальным женским днем. А в конце лета 1910 года делегатки поехали из США в Копенгаген на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток, где и встретились с Кларой Цеткин…
Вдохновленная действиями «американских социалистических сестёр» Клара Цеткин предложила поставить на конференции вопрос о том, чтобы женщины во всем мире выбрали определенный день, когда они будут привлекать общественное внимание к своим требованиям. Конференция, в которой приняли участие более 100 женщин из 17 стран, горячо поддержали это предложение поименным голосованием, результатом которого явилось возникновение Международного дня солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Надо отметить, что точная дата этого дня 27 августа в Копенгагене еще не была названа. Но существует достаточно популярная теория Диакона Андрея Кураева, что дату будущего празднования Клара Цеткин выбрала не случайно, а связав рождение нового отряда, борющегося против несправедливости, с историей иудаизма. Много веков назад царица Эсфирь хитростью спасла свой народ от уничтожения. Ей и посвящён ежегодный, самый весёлый еврейский праздник - праздник Пурим. День избавления от всех опасностей и наказания всех врагов. Празднуется он на переломе от зимы к весне, а в 1909 году он отмечался накануне 8 марта.
Коротко напомню, что речь идет о событиях 480–го года до Рождества Христова. После окончания вавилонского плена евреев, все желающие могли вернуться в Иерусалим. Но, прижившись за столетья в Вавилоне, евреи не захотели вернуться и покинуть обжитые места. Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов. Они переставали понимать: кто же кого завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Персидский министр обороны генерал Аман идет к царственному Ксерксу и делится своими печальными наблюдениями. Реакция Ксеркса была решительно- языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает его жена- царица Эсфирь, которая скрывала от царя свою национальность. Она не стала прямо просить царя о милости, а решила использовать его любовь к себе. В момент, когда царь был весь под действием ее неотразимых чар, она потребовала с него обещание, что он уничтожит всех врагов, которые покушаются на ее народ. И Ксеркс без особых раздумий согласился уничтожить всех врагов евреев... С тех пор, по мнению диакона Андрея Кураева, мы, «приглашенные на праздник», отмечаем вовсе не то, что на самом деле празднуют инициаторы.
Книга «Как делают антисемитов», в которой изложена эта версия происхождения праздника, наделала много шума и вызвала яростную полемику. Любители скандальных, жареных фактов пишут теперь о «тайной истории праздника». Демократическая пресса единодушную оценила книгу, как юдофобскую. А серьезные историки называют подобную версию непрофессиональной. Ведь Кураев строит свою версию лишь на утверждении, что Клара Цеткин была еврейкой, и, независимо от того, была ли она практикующей иудейкой в пору своей революционной деятельности, в ее генетической памяти не могли не остаться воспоминания об этом празднике! «Попробуем вжиться в мир этих людей, - пишет диакон в статье «Можно ли не праздновать 8 марта?» - Для консолидации и пропаганды женского движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины–революционерки. Немец, француз, англичанин сразу бы вспомнили Жанну д'Арк. Но Клара Цеткин – еврейка. И для нее естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура – Эсфирь… Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров интернационала женское революционное движение ассоциировалось с ее именем, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?»
«Так мы можем связать все что угодно с чем угодно, - утверждает историк, заведующая кафедрой гендерных исследований Невского института языка и культуры Ирина Юкина, - Любой профессиональный историк, когда изучает какое-нибудь событие, изучает исторический контекст. Если мы хотим понять, почему праздник пришелся именно на 8 марта, то нам нужно изучать дискурс того времени, общественный диалог в партии и в открытой прессе. Смотреть стенографические отчеты конференции в Копенгагене… Это большая кропотливая исследовательская работа».
Известный публицист, историк и журналист Валерий Каджая еще более резок в утверждениях: «Сочинять подобным образом может только человек или с очень пониженным уровнем совести, или с очень повышенной температурой мозга. Ибо: Клара Цеткин еврейкой никогда не была и в роду ее до энного колена нет ни одного еврея. Она родилась в семье приходского учителя Готфрида Эйснера, человека глубоко верующего, совмещавшего преподавание в школе закона Божьего с игрой на органе в сельской церкви». Вспомним также, что решением Конференции социалисток в Копенгагене датой Международного женского дня утверждено 19 марта. Считается, что председатель ЦК партии Елена Гринберг остановилась на этой дате - 19-е марта, потому что в этот день в 1848 году король Пруссии перед угрозой вооруженного восстания дал обещание провести реформы, включая невыполненное введение избирательного права для женщин. В любом случае, подчеркну, что в представлении участниц конференции, это был не столько праздник, сколько политическое мероприятие. День, который, по словам Клары Цеткин, «в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права».
Так что первый Международный женский день отмечался в 1911 году в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии именно 19 марта. В 1912-м он проходил в тех же странах, но 12 мая. А в следующем году и вовсе разные страны отмечали его в разные дни. Это было связано с чисто организационными трудностями. Не забудем, что социалистические партии преследовались правительствами, да и участницы могли митинговать и ходить на демонстрации в свободное от работы время. И только в 1914 году впервые повсеместно Международный женский день проводили 8 марта, так как он совпал… нет, не с Пуримом, а с воскресеньем, то есть, с нерабочим днем. Да так и закрепился на этой дате.
На волне социалистической
В Россию праздник дошел к 1913 году и его инициаторами стали участницы различных социалистических партий. Хотя, первыми гендерные вопросы, и те же проблемы женщин на рынке труда все-таки поставили русские феминистки. В прошении на имя градоначальника Петербурга было заявлено об организации "...научного утра по женскому вопросу". Власти дали разрешение и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни. Позже, идея была привнесена уже в женское рабочее движение. И в 1917 году 23 февраля (8 марта по старому стилю) работницы самостоятельно вышли на демонстрацию. Кстати, и большевики, и меньшевики и представители других социал-демократических партий были против этого политического акта. Последние считали, что идет процесс накопления сил и не время разбрасываться. Большевики противились более упорно: борьба за женские массы только начиналась и последователи Ленина не желали, чтобы работниц увлекли идеи феминисток. Например, «Явление миру, - как писала идеолог российского феминизма Ольга Шапир, - духовно свободной женщины, которая изменит направление эволюции человечества в сторону его гуманизации». Феминизм большевики считали буржуазным движением, а «женские проблемы» должны были решаться только с помощью классовой борьбы. Однако 23 февраля 17 года женщины все-таки вышли на улицы, протестуя против войны. Их поддержали рабочие, стихийные митинги перешли в массовые стачки со столкновениями с казаками и полицией и далее переросли во всеобщую забастовку. 27 февраля всеобщая забастовка переросла в вооруженное восстание, начался массовый переход войск на сторону восставших, которые заняли важнейшие пункты города, правительственные здания. Создан Совет рабочих и солдатских депутатов, одновременно создан Временный комитет Государственной думы, который сформировал правительство. 2(15) марта Николай II отрекся от престола. Таким образом, именно Международный Женский День 1917 года явился спусковым крючком, приведшим к Февральской революции, которая, в свою очередь, привела к Октябрьскому перевороту и возникновению СССР…
В марте 1917 года женщины России получили право голоса, а Конституция 1918 года закрепила политику равноправия женщин в качестве государственной. Перед советским правительством встала очень серьезная проблема – поднять страну из руин. И без рабочих женских рук и без дешевого женского труда, это было невозможно сделать. «Поэтому,- считает историк гендерного движения Ирина Юкина, советские идеологи всячески поддерживали этот праздник. Они воспевали женщину-труженицу, которая работает на строительство коммунизма и поэтому этот праздник стал практически официальным». Потом пришло другое время – «закручивания гаек». Какой праздник солидарности женщин, тем более международной, когда страна «закрывается»! Солидарность означает единство, возможность протеста. Так постепенно происходило выхолащивание политической сути праздника. С другой стороны: руководителям советского государства надо было создать свою систему верований, обрядов, ритуалов. В противовес церкви. Женский день очень удачно вписывался в советский календарь: отвлекает и от Пасхи и от Масленицы и от менее известного православного праздника Жен-мироносиц.
С 1965 года этот день стал нерабочим. Существовал его празднично-обязательный ритуал: на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед общественностью о реализации политики в отношении женщин, ну, а неофициальная часть знаменовалась обычным праздничным меню советского труженика плюс хиленькая веточка мимозы, как пароль для прохода к столу.
«Не исключено однако, что этот праздник в наши дни вернется к первозданному виду и вновь приобретет свое политическое значение, потому что у женщин на рынке труда, и особенно во время кризиса, очень много проблем», - считает историк, заведующая кафедрой гендерных исследований Невского института языка и культуры Ирина Юкина.
Действительно перестройка ввела новые термины в обиход нашего общества: «женское лицо безработицы», «насилие в отношении женщин», «мужской парламент», «материнская смертность», «женский алкоголизм». Была официально признана дискриминация женщин на рынке труда. Прошедшая 4 марта в Петербурге акция незаконно уволенных женщин – первая ласточка, считает историк.
Впрочем, вам, дорогие читательницы, вовсе не обязательно 8 марта стремиться на митинги и демонстрации. Каждая сама решает, что и как ей праздновать. Или не праздновать. И благодарить за эту свободу выбора все же надо те многие поколения феминисток, социалисток, суфражисток, всех тех женщин, которые долгие годы добивались для миллионов женщин расширения рамок привычных «Кухня, Дети, Церковь».
Ирина Озерская