Конституционный суд вынес решение по делу о роли решений Европейского суда в российской судебной системе.
Как передает корреспондент «Фонтанки», Конституционный суд указал законодателю внести в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) механизм исполнения решений Европейского суда. Саму оспоренную норму статьи 392 ГПК суд признал конституционной, однако указал, что в перечни оснований для пересмотра судебного решения не хватает пункта о Европейском суде. Заполнить пробел законодатели должны в течение полугода.
Напомним, дело о проверке конституционности статей 392 и 393 Гражданского процессуального кодекса было рассмотрено КС 28 января 2010 года. Поводом послужили обращения жительницы Таганрога Елены Федоровой, тамбовца Анатолия Кота и ростовчанина Алексея Дорошка, права которых Европейский суд признал нарушенными и обязал Россию выплатить им компенсации. Однако национальные суды отказались пересматривать дела заявителей по вновь открывшимся обстоятельствам, сославшись на то, что нормы ГПК не содержат в своем перечне такого основания для пересмотра, как решение ЕСПЧ.
В своей жалобе заявители высказали личное убеждение, что право обращаться в Европейский суд подразумевает обязанность России исполнять решения этого суда. А денежная компенсация, по их мнению, не может рассматриваться как устранение нарушения Конвенции. Основной упор жалобщики делали на то обстоятельство, что Арбитражный процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы признают решения ЕСПЧ в качестве основания для пересмотра.
КС своим постановлением признал, что заинтересованные лица в праве обращаться в суды общей юрисдикции с требованием о пересмотре дел на основании постановления ЕС. Пока законодатель дополняет ГПК, судьи с сегодняшнего дня обязаны руководствоваться соответствующим пунктом статьи Арбитражного процессуального кодекса. Также решением КС дела заявителей подлежат пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам.