На этой неделе свои произведения представят сразу несколько петербургских прозаиков – начинающих и не очень. Афиша эта – отличная иллюстрация тезиса о прихотливости жизни в искусстве. Кто-то пришел в писательство из сценографии, кто-то из театроведения, кто-то из журналистики. И только один из тех, о ком сегодня речь, – собственно профессиональный прозаик, печатающийся уже почти сорок лет. И он-то как раз менее всего известен.
Крещенные крестами
Нечасто так бывает, чтобы дебютную книгу автор выпустил на седьмом десятке – и она стала бы литературной сенсацией в лучшем смысле этих слов. Но именно так случилось несколько лет назад со сборником рассказов «Ангелова кукла» выдающегося сценографа, многолетнего соратника Г. А. Товстоногова, главного художника БДТ Эдуарда Степановича Кочергина. И уж совсем редкость, чтобы вторая вещь «начинающего» была бы, по крайней мере, не менее интересной, нежели первая. Впрочем, и при знакомстве с «Куклой» уже было понятно, что материала у Э. С. Кочергина, обладателя уникального жизненного опыта, сына врагов народа, проведшего детство и юность в детприемниках и прочих учреждениях НКВД, из которых он неоднократно бежал, хватит не на одну подобную книгу. И вот новое литературное произведение Эдуарда Кочергина «Крещенные крестами» — уже не сборник новелл, а своеобразный автобиографический роман в рассказах, органически складывающихся в увлекательнейшую road-movie длиной в несколько лет. Действие этой «дорожной истории» происходит в «сороковые роковые», на которые и пришлось детство автора…
Как говорит в предуведомлении сам Кочергин, «Крещенные крестами» – это самоназвание воров в законе. Презентация книги с участием автора пройдет 22 декабря в Музее печати. Рассказы Э. С. Кочергина прочтет народный артист России, актер
Академического Малого Драматического театра — Театра Европы Игорь Иванов. Начало в 18.00.
Модный приговор
«– А правда, что все журналисты мечтают написать роман? – Нет, – солгал я». Этот бессмертный диалог из довлатовского «Компромисса» в последние годы снова актуализировался. Вот и в клубе «Танцы», ставшем, натурально, еще одним очагом петербургской литературной жизни, в среду 23 декабря представят только что вышедший роман «Пентхаус» Александра Егорова, который «в миру» – главный редактор делового журнала The Chief.
«У взрослого читателя должен быть выбор – любить героя или ненавидеть, – говорит автор в издательском пресс-релизе, – Меня всегда бесила развязка и «Лолиты», и «Преступления и наказания»… Эти гениальные книги нужно было оставить незавершенными». Сам роман Егорова – про то, как «модный московский психоаналитик использует в своей работе нестандартные методы — дозированные пытки и насилие». «Пентхаус» – это роман-диагноз, роман-приговор традиционным общественным ценностям», – также сообщают нам. Как видим, искусство по-прежнему в большом долгу, а приговор обществу начнут зачитывать в 20.00.
Бывший начальник
Шестидесятилетний Дмитрий Каралис дебютировал в литературе еще в начале семидесятых, но известен до сих не столько своею прозой, сколько литературным администрированием и дружбой с председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым. Так, Каралис несколько лет был директором финансируемого Смольным Центра современной литературы и книги, откуда два с половиной года тому назад вынужден был – не без скандала – уйти. 24 декабря в Музее Г. Р. Державина и русской литературы его времени пройдет творческий вечер прозаика, и публика сможет сама понять, насколько интересен писатель Каралис без постов, а заодно и поинтересоваться творческими планами – новые его книги не выходили довольно давно.
Островский глазами Москвиной
Прозаик, драматург, публицист и критик Татьяна Москвина по образованию и первой профессии, если кто не знает, театровед. Так что содержание новой книги Татьяны Владимировны «В спорах о России: А. Н. Островский» никого особенно не должно удивлять не должно. Озаглавленная по названию давней статьи в журнале «Театр», книга, судя по всему, есть сборник текстов разных лет об Островском, своеобразное the best of. Театроведческие штудии Татьяны Москвиной печатались в основном в малотиражных специализированных изданиях а также ¬– в виде предисловий – в сборниках пьес А. Н. Островского, но поклонники москвинского дара, знакомые с исполненными ею литературными портретами Ренаты Литвиновой, Никиты Михалкова, Олега Меньшикова, Аллы Пугачевой легко могут представить, с каким блеском здесь написано о лучшем русском драматурге, а теперь – и прочесть в отдельной книге. «В спорах о России» представят в «Буквоеде» на Восстания 25 декабря. Начало в 20.30.
Сергей Князев, Фонтанка.ру