ЛУКОЙЛ — самая штрафуемая компания на розничном рынке нефтепродуктов не только на федеральном уровне, но и в регионах. Такие выводы сделала РБК daily, проанализировав материалы территориальных органов ФАС по возбужденным делам против нефтяных компаний-монополистов.
Меньше всего от регуляторов достается «Роснефти». Аналитики полагают, что ЛУКОЙЛу больше попадает потому, что за него «некому заступиться». Ведь его ближайшие конкуренты — «Роснефть» и «Газпром нефть» — госкомпании, а ТНК-ВР наполовину принадлежит иностранцам. В ФАС такую связь отрицают.
С начала года территориальными органами ФАС в отношении компаний было возбуждено 86 дел по нарушению антимонопольного законодательства на топливных рынках. Большая их часть (54 дела) касается злоупотребления доминирующим положением, 32 дела затрагивают согласованные действия по установлению и поддержанию цен на нефтепродукты.
Согласно данным ФАС, дочерним компаниям ЛУКОЙЛа были предъявлены штрафы на самую большую сумму (при расчете не учитывались АЗС, которые используют торговую марку на основании договоров). Претензии к ним составили 268,2 млн руб. (см. таблицу на с. 5). Средняя сумма штрафа на одну АЗС достигает 142 тыс. руб. Всего в отношении «дочек» ЛУКОЙЛа были возбуждены 13 дел, и по шести из них приняты решения.
В пресс-службе ЛУКОЙЛа признались, что ФАС предъявляла претензии к дочерним предприятиям компании во всех регионах, кроме Центрального федерального округа, где работает «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт». От дальнейших комментариев в компании отказались.
Второе место в списке самых больших штрафов заняла «Газпром нефть». Если компания не оспорит решение ФАС, то сумма выплат в среднем на одну АЗС составит 55,7 тыс. руб. Далее в списке следуют ТНК-BP и «Роснефть». Бюджету каждая их заправка приносит соответственно 26,3 и 15,8 тыс. руб. штрафа.
Аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова в распределении сил по рейтингу штрафов четверки сильнейших усматривает практику двойных стандартов. «Роснефть» и «Газпром нефть» — государственные компании, ТНК-ВР — полуиностранная, а за ЛУКОЙЛ некому заступиться, вот поэтому ЛУКОЙЛ, вероятно, и выступает в качестве объекта показательной порки нефтяников, считает она. «На мой взгляд, это несправедливо: все-таки ЛУКОЙЛ — лидер российской нефтепереработки и ритейла и по качеству нефтепродуктов, и по объемам продаж», — говорит г-жа Мильчакова.
В ФАС такую связь отрицают. Размер штрафов как на федеральном уровне, так и в регионах взимается в процентах от оборота на соответствующем товарном рынке, говорит начальник управления контроля ТЭК ФАС Елена Котелкина. ЛУКОЙЛ имеет разветвленную сбытовую сеть и больший оборот, что и приводит к наложению более высоких штрафов.
Кроме того, при определении суммы взыскания антимонопольные органы в обязательном порядке следуют рекомендациям, корректируют окончательную сумму коэффициентами в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. «Так, сумма последнего «федерального» штрафа оказалась у ЛУКОЙЛа выше, чем у других компаний, так как ответчик всячески затягивал получение ФАС необходимой информации. Не исключено, что и на региональном уровне «дочки» ЛУКОЙЛа придерживались той же тактики, за что в итоге и поплатились», — говорит г-жа Котелкина.
Больше других достается от ФАС и «большому» ЛУКОЙЛу. После подведения итогов «второй волны» дел, возбужденных службой против четверки сильнейших игроков рынка нефтепродуктов, по факту злоупотреблений доминирующим положением пальму первенства также прочно удерживает компания Вагита Алекперова с рекордным штрафом 6,5 млрд руб. За ней с небольшим отрывом идут «Роснефть», получившая 5,3 млрд руб. штрафа, «Газпром нефть» — 4,7 млрд руб. и ТНК-BP — 4,2 млрд руб.