«Горе в Мариборе», как метко назвали поражение российской футбольной сборной от скромной Словении (с ее 35-м местом в рейтинге УЕФА против нашего шестого), и «пролет» мимо второго подряд чемпионата мира, - не трагическая случайность, а абсолютно заслуженная оплеуха.
Она, может быть, опустит с небес на землю не только возгордившуюся собственным величием команду футбольных миллионеров, безмерно радовавшихся, что им досталась именно Словения (при этом почти каждый из них получает, наверное, больше, чем вся сборная Словении вместе взятая), но и многих болельщиков, решивших, что российская сборная уже достигла мирового уровня, а если что – выручит «сумасшедший фарт» Гуса Хиддинка.
«Фарт» и вправду был – чего стоит одно лишь попадание на Евро-2008. Тогда сборная России под его руководством лишь чудом, играя явно слабее, устояла в двух матчах против Хорватии, выиграла дома у Англии за счет «липового» пенальти (предварительно проиграв в гостях 0-3), умудрилась проиграть в гостях Израилю, - но все-таки поехала на первенство Европы, потому что хорваты выиграли в последнем, уже ничего не значащем для них матче, у англичан. Незаслуженно попав на чемпионат, российская команда «в одну калитку» уступила испанцам, затем выиграла у весьма средненьких греков и шведов, а затем у Голландии случился необъяснимый провал – впрочем, печально характерный для этой сборной.
Российская сборная прыгнула выше головы, выиграла 3-1 и попала в полуфинал, где опять нарвалась на испанцев. И практически с тем же результатом. Об этом, правда, предпочли забыть – как и о том, что бронзовые медали не разыгрывались, и их получили обе команды, проигравшие в полуфинале. Все затмил массовый восторг по поводу «бронзовой сборной» и рассуждения о том, как дорого теперь стоят лучшие российские игроки на европейском футбольном рынке. Хиддинк, ставший культовой фигурой, продолжил тренировать сборную (благо, за все щедро платил Роман Абрамович), навещая при этом страну от случая к случаю и не считая нужным учить великий русский язык. А потом был отборочный цикл, где снова случились чудеса: выигранный (по игре - должны были «пролететь») матч с Уэльсом, матч с финнами, где два гола защитники соперников забили в свои ворота, матч с Лихтенштейном, где «карлики» едва не сравняли счет…
«Везунчик Гус!», - захлебывались газеты и болельщики, умолкнув только после второго матча с Германией, в котором привычный «фарт» тренера взял, да и отказал. Такой подлянки игроки, привыкшие, что чудо обязательно произойдет, не ожидали – после чего провели бездарный матч с Азербайджаном, и стали ждать жеребьевки стыковых игр. При этом, что характерно, мечтая именно о Словении в качестве соперника (играть с Украиной, Ирландией или Боснией категорически не хотелось).
И случилось еще одно чудо – нам выпала именно Словения. «Самый удачный жребий», - радовался нынешний главный тренер ЦСКА Леонид Слуцкий, подчеркнувший в каком-то СМИ «удивительную везучесть российского голландца». Что там говорил Александр Васильевич Суворов? «Везение, везение, но надобно же и умение!»…
Что было дальше – нет нужды напоминать: мысленно российская сборная (а вместе с ней и российская политическая и финансовая элита) уже видели себя летящими в Южную Африку. И даже после того, как первый матч со Словенией закончился скромным 2-1 (а мог и 2-2, если бы словенцы реализовали голевой момент на добавленных минутах), продолжались залихватские уверения: покажем атакующий футбол, едем в Марибор за победой, да кто они такие - эти словенцы, команда уровня «Амкара», ни одного игрока с европейским именем… Ну, а теперь восторг сменился горестными криками комментаторов: как же так, мы не заслужили, нам не повезло, такого быть не должно было, Словения ничего не показала, вела себя не по-мужски, у нее бездарная команда… И, конечно, «нас убил судья», не по делу удаливший Кержакова и Жиркова.
Откройте глаза, господа. И вы увидите простую вещь: российская сборная не заслужила даже ничью, а не то что победу в мариборском матче. Ни в чем она не была лучше словенцев, никакого ее якобы «преимущества в классе» не наблюдалось, а по настрою на игру она, что называется, и близко к словенцам не стояла. Те были готовы (да простит меня читатель за штамп) умереть на поле, но выиграть – и российские миллионеры от футбола умирать за такую малость, как путевка на чемпионат мира, не собирались. Более того: «везунчик Гус» этому их и не учил, это явно не входило в его творческий метод. Думали, что и так сойдет, выиграют «малой кровью», Аршавин забьет, Акинфеев не пропустит, а в крайнем случае – сработает неизменный «фарт». Что касается удалений – так норвежский судья вполне мог поставить один-два пенальти в наши ворота после достаточно явных нарушений…
Оглянемся назад, на все три с половиной года, что Хиддинк руководит сборной. И что мы увидим? Две победы над действительно сильными командами (Голландией и Англией), одна из которых незаслуженная, а во всех остальных ситуациях – поражения или редкие (как с Хорватией) ничьи в матчах с серьезными соперниками. Представим себе, что эта сборная попала бы каким-то чудом на чемпионат мира – что ее ждало бы? Очередной невыход из группы под крики о «судейском заговоре» или «невезении»?
А вот чего было бы сполна, - все время, оставшееся до лета 2010 года, - так это заверений в том, что в ЮАР мы покажем ненавистным «пиндосам» и «бриттам», как Россия «встала с колен». И все это «подогревалось» бы госканалами, помогающими власти «приватизировать» спортивные успехи, и превращать спортивные арены в площадки противостояния России с окружающим миром по схеме, принятой в «осажденной крепости», которой ныне принято считать нашу страну: выиграли – доказали неоспоримое превосходство над Западом, проиграли – «антироссийский заговор»…
В начале 90-х годов, казалось, что спорт, в отличие от советских времен, в нашей стране наконец-то отделился от политики. Но затем, с наступлением «вертикали», все стало возвращаться: спорт вновь стал превращаться в составную часть Системы. Толпа, накачанная пивом, и ревущая (неважно - сидя на стадионе или на диване) «Россия, вперед!», будучи при этом уверенной в том, что голы и очки – доказательство «величия страны», - электорат, о котором мечтает любой тоталитарный режим. Электорат послушный, управляемый, и не задумывающийся о том, что великой является не та страна, где хорошо играют в футбол или хоккей, а та страна где удобно и безопасно жить, где не надо приходить в больницу со своими лекарствами и постельным бельем, где можно получить качественное образование, и вести бизнес, не опасаясь «наездов».
Между прочим, когда большой спорт, - как сейчас - оказывается прочно связан с политическим режимом, использующим его в пропагандистских целях, это неминуемо вызывает «обратный эффект»: спортивные неудачи вызывают чувство удовлетворения у многих из тех, кому ненавистен этот режим, поскольку воспринимаются, как его поражения. Это было и в советские времена: недаром в знаменитых хоккейных противостояниях сборных СССР и Чехословакии 60-70-х годов очень многие из тех, кто обладал «невосторженным образом мыслей», болели за чехов. Так и сегодня - при виде Путина с Медведевым и прочей «элиты», сидящей на трибунах, и на фоне «державной» истерики на государственных пропагандистских каналах, многие из тех, кто на дух не переносит нынешнюю «вертикаль», начинают желать успеха на поле отнюдь не российской сборной…
Что касается «мариборской оплеухи», то она полезна для возвращения утраченного чувства реальности. Может быть, поняв, на каком уровне на самом деле находится российский футбол, его начнут развивать по-настоящему. Без ура-патриотизма и криков о якобы «нежелании» кого-то видеть «сильную Россию» в том числе и на футбольном поле.
Борис Вишневский