Грядущее повышение транспортного налога в Петербурге "ударит" не только по обладателям легковых машин, но и по транспортным предприятиям, многие из которых будут вынуждены либо перерегистрироваться в других регионах, где ниже налоги, либо уйти с рынка, пишет "Деловой Петербург".
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко публично обещала не повышать транспортный налог для грузоперевозчиков. "Хочу успокоить тех, кто работает на больших грузовиках и на автобусах: мы не заинтересованы повышать транспортный налог, чтобы загубить бизнес. Люди, которые вложили средства, могут оказаться банкротами. Мы не пойдем на это", — заявила она в конце октября на заседании правительства. Участники рынка восприняли это как обязательство не повышать ставки.
Впрочем, вскоре выяснилось, что комитет финансов Петербурга все же разработал проект закона, предусматривающий повышение ставок транспортного налога (см. схему). Председатель комитета финансов Эдуард Батанов объясняет, что это вынужденная мера, ведь в 2010 г. меняется порядок взимания акцизов на нефтепродукты и потери городского бюджета от новой схемы составят 4,4 миллиарда рублей. "Выпадающие доходы бюджета нужно чем–то компенсировать", — говорит он. По словам Батанова, это взвешенное решение: по некоторым позициям ставки транспортного налога в Петербурге не менялись с 2002 года.
По расчетам чиновников, для автобусов с мощностью до 200 лошадиных сил (л.с.) платежи увеличатся на 7%, выше 200 л.с. — на 10%. Для грузового транспорта рост в среднем составит 20%.
Грузоперевозчики уверены — в нынешней экономической ситуации повышение налогов убьет их бизнес. Гендиректор GSK UMIAT Алексей Патрухин считает: в кризис, когда выручка сокращается и приближается к себестоимости, "это преступление". "Только на моем предприятии занято свыше 500 водителей. Если нам придется закрыться и они потеряют работу, вы хотите, чтобы они вышли к Смольному?" — спрашивает Алексей Патрухин.
Гендиректор ЗАО "Трансек" Сергей Ковальчук говорит, что рост налога приведет к тому, что петербургские перевозчики не смогут конкурировать с предприятиями из других регионов России, Прибалтики и Белоруссии.
Гендиректор ОАО "Совавто–СПб" Вячеслав Лязарян говорит, что возможности для снижения издержек у транспортных предприятий ограничены. Влиять на цены на бензин, техобслуживание, запчасти, шины перевозчики не могут. Как реальную возможность сэкономить многие рассматривают перерегистрацию предприятия в другой области, где меньше транспортный налог.
По расчетам АСМАП по Северо–Западу, с учетом подоходного налога, ЕСН и других платежей с одного грузовика в местный бюджет платится 208 тысяч рублей в год. Подняв транспортный налог, бюджет Петербурга лишится этих денег, считают в АСМАП.
Но шансов на то, что налог поднимут в 2010 году, все–таки мало. Сначала нужно поменять федеральное законодательство (проект принят в первом чтении в Госдуме). Затем можно будет принимать городской закон. Чтобы транспортный налог был увеличен с нового года, проект должен быть принят в трех чтениях, подписан губернатором и опубликован до 1 декабря. Успеть все это за 3 недели сложно. А значит, у перевозчиков есть год спокойной жизни.