Центральный банк России издал памятку «О мерах безопасного использования банковских карт». Чиновники главной финансовой организации страны уверены, что ее соблюдение позволит защититься от мошенников. В то же время в памятке нет ответов на многие спорные вопросы, передает корреспондент «Фонтанки».
Кроме общих правил, известных большинству клиентов (не сообщать PIN-код третьим лицам, в том числе сотрудникам банка, кассирам, хранить его отдельно от карты), в памятке указаны другие полезные советы. Например, иметь при себе (в записной книжке, мобильном телефоне) телефон банка – это поможет оперативно заблокировать карту в случае ее утери.
Не рекомендуется отвечать на электронные письма, в которых от имени кредитной организации предлагается предоставить персональные данные. «Осмотрите банкомат на наличие дополнительных устройств, не соответствующих его конструкции и расположенных в месте набора PIN-кода и в прорези, предназначенной для приема карт (например, наличие неровно установленной клавиатуры). В указанном случае воздержитесь от использования такого банкомата», – напоминает Банк России.
При оплате через Интернет предлагается пользоваться только известными и проверенными организациями, а также убедиться в правильности адресов сайтов – похожие адреса могут использоваться для осуществления неправомерных действий. Банк России также предлагает совершать покупки только со своего компьютера в целях сохранения конфиденциальности вводимых данных.
Для безопасности расчетов в сети рекомендуется использовать отдельную, так называемую виртуальную, банковскую карту с предельным лимитом, предназначенную только для указанной цели.
В то же время много спорных вопросов, которые зачастую приводят к конфликтам, не разъяснены. Например, может ли владелец карты (самой распространенной в России платежной системы), совершая покупку в магазине, отказаться вводить PIN-код, а удостоверить свои права предъявлением паспорта? Такой порядок предусмотрен правилами самой платежной системы, но очень часто не известен или игнорируется кассирами многих магазинов и других торгово-сервисных организаций.
Также не поясняется, вправе ли кассир переписывать персональные данные клиента (номер паспорта и т.д.), снимать копии документов, а зачастую фиксировать даже CVC-код (трехзначное число на обороте карты). Ведь сбор этих сведений позволяет нечистоплотному сотруднику магазина расплачиваться чужой картой, совершая покупки через Интернет. В памятке нет никаких советов по решению этих вопросов.
Своим территориальным учреждениям Банк России предлагает провести с кредитными организациями «дополнительную работу, направленную на повышение информированности держателей банковских карт о мерах по сохранности банковской карты ... включая размещение памятки в местах обслуживания держателей банковских карт, в доступной для ознакомления форме».
Банк России разъяснил, как пользоваться пластиковыми карточками. Но проблемы остались
ПО ТЕМЕ