Внимание автомобилистов Петербурга привлекла необычная акция: две недели назад ГУ «Дирекция по организации дорожного движения» (ДОДД) сняло знак, запрещающий движение по улице Аккуратова в сторону Коломяг, несмотря на отчаянное сопротивление ГИБДД. О том, какие еще инновации дорожного движения запланированы на ближайшее будущее, корреспондент журнала "Город 812" беседует с директором ГУ ДОДД Андреем Корчагиным.
- Какие еще кирпичи планируете сносить и что нужно сделать, если тот или иной кирпич не нравится конкретному жителю?
- Просто обратиться в дирекцию и представить обоснование в свободной форме. Было очень много жалоб от жителей Коломяг, где за последние несколько лет произошел строительный бум. Туда приехали жить, естественно, с машинами, а потом вдруг поняли, что оттуда вообще не выехать. Основная причина – перекресток ул. Вербной и ул. Репищева, где до сих пор недоделана вторая полоса дороги (необходимо проложить магистральный трубопровод), превратился в сплошной коллапс, что утром, что вечером. Улица Аккуратова является альтернативным путем для улицы Вербной, по ней можно попасть на Парашютную улицу, проспект Сизова и на пр. Маршала Новикова в Приморском районе, минуя этот перекресток. В этом году мы приобрели специальные компьютерные программы, сделали моделирование дорожного движения в этом районе и установили, что при проезде по ул. Аккуратова, вместо объезда по Вербной и Репищева, попадание в нужную точку от станции метро «Удельная» в район озера Долгого (Парашютная улица, Коломяжский проспект) сокращается почти в два раза. В общем-то это было очевидно и без компьютерного моделирования. Но мы его сделали, чтобы научно подтвердить и доказать свою правоту. Поэтому нами было принято решение открыть движение по улице в сторону озера Долгое, сняв кирпич, который там висел уже много лет. В сегодняшней ситуации, когда количество машин превысило все допустимые и расчетные нормы, надо использовать для движения легковых автомобилей все участки уличной дорожной сети, где можно проехать на машине. Это наша принципиальная позиция.
- Какими были исходные данные для моделирования - как вы узнали, с какой частотой едут машины и автобусы, не мешают ли они друг другу?
- Наши сотрудники несколько недель там стояли, считали транспортные потоки по специальным методикам, эти данные закладываются в программу, которая моделирует потоки.
- Ужас какой. Это что же, теперь на каждом перекрестке надо расставить ваших сотрудников? Их хватит для того, чтобы оптимизировать всю систему движения в городе?
- На самом деле есть специальные датчики, которые можно установить вдоль дороги, чтобы лазерный луч или радиосигнал попадал на дорогу и считывал интенсивность транспортных потоков. Наиболее совершенные системы могут отличать по габаритам автомобили от автобусов и грузовиков. Но у нас таких пока нет, и мы считали вручную.
- Сейчас в городе решение об установке знаков принимает ГУ ДОДД, согласовывая это с Комитетом по транспорту и ГИБДД. Случай с улицей Аккуратова, вероятно, не первый, когда мнения ГИБДД и ДОДД не совпадают. Как будете регулировать спорные вопросы?
- ГИБДД сегодня не является ведомством, которое занимается установкой знаков. Эта прерогатива у них была изъята в 90-е годы. Был издан федеральный закон, который отнес такой вид деятельности, как установка технических средств регулирования дорожного движения и их обслуживание, в ведение субъектов РФ, т.е. городским структурам вместо федеральных. Во исполнение этого закона и было создано ГУ ДОДД. У ГИБДД оставили только контролирующие функции. Их обязанность контролировать соответствие дорожных знаков и их установки ГОСТам - размер их, конструкцию, расстояние от дороги и другие чисто технические параметры. Решение, где какой устанавливать знак, принимают городские структуры, которые занимаются организацией дорожного движения. Если мы видим, что остановка и стоянка транспорта на какой-то улице резко замедляет движение, мы имеем полное право самостоятельно установить знак «остановка/стоянка запрещена». Что касается знаков, ограничивающих и запрещающих движение, например кирпича, закон Санкт-Петербурга четко прописывает, что только две организации - КБДХ и Комитет по транспорту - имеют право путем издания своих распоряжений ограничивать движение. Чтобы поставить кирпич, должно быть решение КБДХ (как правило, в случае ремонта дороги или строительства) или Комитета по транспорту (организация постоянного движения). Исполняя это решение, мы устанавливаем знак. Самостоятельно мы можем установить такие знаки, как поворот запрещен, стоянка запрещена, все информационные знаки, предупреждающие, рекомендательные. Знаки, ограничивающие или запрещающие движение, ставятся только на основании решения комитетов. У ГИБДД таких прав нет. Временные знаки могут ставить строительные организации, которые получили разрешение на производство работ на дороге, но схема установки таких знаков согласовывается с нами и с ГИБДД.
- Как сообщали информагентства, в августе на пересечении Херсонской и Исполкомской улиц сотрудники ГИБДД установили кирпич и начали круглосуточное дежурство. Знак был плохо виден. В результате десятки водителей лишились прав.
- Если такое и было, то это неправильно.
- Сейчас все сертифицируется. Нельзя ли установить на знаках клеймо «Сделано ГУ ДОДД», голограммы для защиты от подделок, чтобы автомобилисты отличали настоящие знаки от ненастоящих.
- Мысль хорошая, но знаки не должны быть слишком загромождены, это будет отвлекать водителей. Поэтому на стойках знаков, например, запрещено размещать рекламу. Сейчас есть в городе опоры, на которых одновременно висят информационные указатели, условно говоря, на Невский проспект, а под этим знаком: если вы поедете туда-то, там будет магазин О.К. Это не дорожные знаки, и вопрос о них спорный. Если считать, что это информационные знаки, то вроде как можно вешать. Мое мнение – это реклама в чистом виде. Водитель, посмотрев на такой знак, может забыть посмотреть на другие знаки, важные для безопасности движения. Я считаю, что на дорогах должны висеть таблички только с названиями улиц, а указатели на банкоматы или магазины - там, где они не отвлекают внимания от этих табличек и дорожных знаков. В конце концов, отправляясь в какой-то магазин, можно заранее проложит маршрут на карте. Итак, дорожных знаков на улицах слишком много и дополнительная информационно-рекламная шелуха не нужна.
- Как быстро принимаются и реализуются решения об установке или снятии дорожных знаков?
- Мы продолжаем действовать по старинке и посылаем решение на согласование в ГИБДД. ГИБДД, как правило, выдает согласование в течение месяца. Комитет по транспорту обычно согласовывает наши предложения быстро, и знак устанавливается в течение недели при наличии финансирования.
- А если ГИБДД против?
- Мы пытаемся убедить. К сожалению, ГИБДД нам сегодня не представляет каких-либо расчетов для подтверждения своей позиции, а основывает его на субъективном мнении тех или иных сотрудников. Мы же делаем все на основании расчетов, для чего закуплены компьютеры, есть специально обученные сотрудники.
- Ближайшие улицы-кандидаты на такое же открытие в обоих направлениях?
- Я обращаюсь к гражданам: давайте информацию, кто такие улицы видит. Уже поступили предложения открыть Белоостровскую улицу, которая закрыта в одном направлении, и смысл этого закрытия не совсем понятен. В центре города – Лебяжья канавка. Когда вы едете вдоль Марсова поля по Садовой улице в сторону Троицкого моста, чтобы попасть на набережную, нам нужно сделать левый поворот, проехать пост ДПС. Почему прямо по Лебяжьей канавке не проехать, справа вдоль Института культуры? Зачем стоять в пробке и самим собой создавать пробку в основном потоке, который идет на Марсово поле? Вот два примера, где нужно снимать кирпичи.
- А на Гороховой?
- Тоже можно подумать. Не так часто там общественный транспорт ходит, если пустить по ней движение автомобилей в обратном направлении, думаю, что значительно разгрузится Вознесенский.
- Когда Гороховую закрывали, какая была логика?
- Тогда в городе не было столько машин, и возможно, что на тот момент было логичнее закрыть. Кстати, мы же закрыли в прошлом году осенью, сразу после того как закончился ремонт, крайние правые полосы Невского проспекта для легкового автотранспорта. Там и так нельзя было ездить. Вся правая сторона Невского была сплошной парковкой для машин. Мы убрали стоянку и пустили там общественный транспорт не в ущерб индивидуальному. Автобусы из левых полос переместили в правые, освободив движение для легковых машин в центре улицы. По Невскому стало можно ездить! Бывают небольшие скопления, но не то, что раньше, когда пробки стояли от Фонтанки до ул. Маяковского.
- Но теперь машинам, которые, скажем, приезжают в Комитет по культуре, стоять негде. Куда им деваться?
- Мы усугубили ситуацию, прилегающие улицы теперь более плотно заполнены, это факт. С этим явлением тоже нужно бороться – делать платную стоянку в центре города, стимулируя водителей не ехать в центр, если они там собираются бросить машину на целый день. Половина автомобилей, которые стоят в центре припаркованные целый день, – это в основном автомобили сотрудников офисов и торговых центров. Они приезжают туда с утра и уезжают вечером. С этим нужно бороться, стимулируя пересадку этого контингента на общественный транспорт. А те, кто приехал в магазин на короткое время, пусть приезжают – оставил на короткое время, заплатил за час. А в офисы нужно ездить на метро! Зачем метро-то строили. Или на автобусах и троллейбусах, что носятся сейчас как метеоры по выделенной полосе.
Можно вообще закрыть въезд в центр города, но я считаю, что это слишком радикальный метод на сегодня. Нужно сначала вводить платные стоянки, а следующим этапом закрывать какие-то улицы для движения, постепенно приучая к этому горожан. Или делать платное движение – хочешь проехать по какому-то участку, например, Садовой, заплати.
- Но, останавливаясь и покупая билетики, они будут тормозить движение.
- Можно купить абонемент заранее, если ты работаешь в центре. А дальше просто контролировать: если въехал без пропуска - штраф, который будет в 20 раз больше стоимости пропуска. В Риге центр закрыт уже лет 10 назад, те, кто въезжает одноразово, покупают билетик, и ничего страшного. Сейчас в Лондоне центр точно так же закрыт.
- Какова должна быть частота движения общественного транспорта, чтобы можно было закрывать эту полосу для всех остальных?
- Необходимые расчеты для этого делает ГУ «Организатор перевозок», а мы уже принимаем решение на основании их расчетов. Так было на Невском, на Большом пр. П.С. На Невском, если мне не изменяет память, автобусы ходят с интервалом в 1 минуту. При такой частоте имеет смысл делать выделенную полосу, а если интервал, к примеру, 10 минут – смысла нет. Зачем все это время дорога будет пустая, почему машинам не ездить?
- Вы будете составлять план на 15 лет вперед, где сделать одностороннее движение, где снять кирпичи, где выделить полосы?
- В прошлом году мы сделали односторонними ряд перпендикулярных улиц в районе Лиговки, разработали аналогичный проект одностороннего движения по Советским и Красноармейским улицам. И далее будем делать такие проекты квартальными кустами, где наиболее напряженная ситуация с движением. Логика – делать односторонне движение в противоположных направлениях на улицах через одну, а на главной улице, которая их пересекает, – две полосы в одну сторону, две в другую. Это опробовано во многих городах мира.
- Это хорошо в городах, которые устроены как сеточка.
- Да, у нас это не везде возможно. Кроме Советских и Красноармейских, такая сеточка есть на Васильевском острове. Там, где архитектура позволяет, там и будем это внедрять.
- Леблон, похоже, прокололся, создавая знаменитый трезубец из Вознесенского, Невского и Гороховой, сходящихся лучами на Адмиралтействе. Это была ошибка?
- С точки зрения организации дорожного движения да. Естественно, лучше было бы, если б у Невского был дублер, по которому можно двигаться в противоположную сторону. Кстати, у Староневского есть дублер – 2-я Советская, на всем протяжении до Лиговки. Мы прорабатываем вариант, сделать движение по Староневскому в одну сторону, по 2-й Советской в другую.
- В какую?
- Пока нет окончательного решения. Мы ждем открытия Обводного канала, чтобы произвести расчеты. Сейчас закрытие Обводного искажает картину обычного движения: половина машин, которые идут сейчас на Староневский, при открытом Обводном ехали бы туда. Те, кто едет на Московский проспект, тоже туда бы ехали.
- Реально ли исправить ошибки прошлого, снося какие-то здания и пробивая проспекты?
- Мое мнение: исправить их можно строительством подземных паркингов. Например, на Фурштатской, где все всегда заставлено. Уводя с уличной дорожной сети машины, которые там паркуются, мы расширим полосы для движения. Как-то переделывать архитектуру улиц и дорог в историческом центре нереально и неправильно. Второй способ – строительство подземных пешеходных переходов, чтобы разнести на два уровня движение машин и пешеходов. Тогда мы резко увеличим интенсивность движения и повысим безопасность. На одном Невском таких надо бы построить штук 5 – в районе Лиговки, Фонтанки. Это дорогостоящее мероприятие, реальное в отдаленной перспективе.
- Не проще ли делать навесные мостики, которые дешевле.
- Я выступаю с инициативой делать навесные мостики на всех вылетных магистралях – Приморское шоссе, Выборгское, Московское. А пешеходные переходы вообще убрать там. В центральной части города такие мостики очень испортят архитектуру, согласитесь. На Невском мостик заслонит всю перспективу, а на Приморском будет смотреться замечательно. 50% причин, по которым сейчас Московское шоссе и Приморское стоят в пробках, – большое количество пешеходных переходов.
Я говорил об этом на заседании городской комиссии по безопасности дорожного движения под председательством вице-губернатора Тихонова, когда один из руководителей Курортного района выступил с инициативой построить еще один пешеходный переход в районе ж.д. станции Тарховка. Я говорил – давайте отказываться от строительства одноуровневых переходов там, где можно делать навесные. В связи с дефицитом бюджета можно обязывать инвесторов. На Приморском шоссе очень много ресторанов, гостиницы там строят. Инвестору в инвестиционном договоре сразу же вменять в обязанность. Такой опыт есть.
- Но это же городские объекты, которые должен строить город по закону.
- Почему это? Город может включать в инвестиционные договоры те или иные объекты инженерной инфраструктуры. Построил магазин «Лента» свой торговый комплекс, город обязал его оплатить установку светофора. На всех таких объектах, которые строятся на выезде из города и за городом, по моему мнению, нужно заставлять не светофоры строить, а надземные пешеходные переходы. На Пулковском шоссе недавно открыли такой надземный переход около развязки, и светофорный пост с пешеходным переходом ликвидировали. Думаю, что в наших условиях надземный переход раз в 10 дешевле, чем подземный. Но в центре такое неприемлемо. На углу Невского и ул. Восстания «Стокманн» строит торгово-офисный комплекс, было бы логично попросить их построить и подземный переход. За такой огромный торговый центр их вполне возможно было бы обязать построить переход и под площадью Восстания с выходами на все перекрестки, а не только через Невский. То же самое можно предложить владельцам огромного торгового центра в бывшем «Пассаже».
Сейчас все наоборот – предприниматели используют подземные переходы в своих целях. Это оправданно, если сохраняется движение пешеходов, а по бокам – магазинчики. Но недавно мы обнаружили просто вопиющий факт. На проспекте Обуховской Обороны в районе гостиницы «Речная» еще в советское время, когда там строился Речной вокзал, построили и пешеходный переход, подземный, чтобы люди могли попасть из гостиницы на пароход, не выходя на проезжую часть. Году в 2001-м переход еще работал. Недавно мы обнаружили, что сейчас он сдан в аренду и кто-то устроил в этом переходе склад, закрыв движение для пешеходов.
- Когда-то говорили о системах управления светофорами в зависимости от загрузки улиц.
- Сейчас мы сделали проект и, если позволит бюджет, в следующем году будем строить Центр управления движением, куда будет стекаться вся информация и откуда можно будет на мониторах наблюдать всю ситуацию с дорожным движением по городу. Уже сейчас все новые светофоры мы строим с обязательной системой АСУДД (автоматическая система управления дорожным движением), которая оснащена датчиками. Датчики будут задавать режим работы светофоров в зависимости от интенсивности движений в том или ином направлении и передавать всю эту информацию в центр, где в реальном времени будет видно, где и какие пробки образуются.
- Так сейчас уже есть такое.
- Некоторые фирмы пытаются это сделать с помощью систем GPS, навигаторов и звонков от автолюбителей. Но навигаторы есть не у всех, будет ли таких звонков достаточно, чтобы дать реальную информацию, предсказать не возможно. Я, конечно, слушаю все эти сообщения по радио, но никогда не использую их для принятия решения, так как очень часто картина описывается ложно. Невозможно заставить всех автолюбителей поставить на борт по передатчику GPS и на основе этих данных управлять движением. Мы будем делать это с помощью внешних датчиков.
- АСУДД пытаются внедрить уже лет 10, почему она толком так и не заработала?
- Сама идея появилась еще в 70-е годы, реализация затормозилась, но сейчас мы все это возобновили. На Каменноостровском уже давно работает система АСУДД, одна из самых первых в городе, сделана в конце 80-х, но она такая старинная, что не позволяет управлять движением как таковым, но задает режимы работы светофоров и следит за тем, работает или нет тот или иной светофор вообще. Она рассчитана на ту интенсивность, которая была в конце 70-х годов, и эти режимы светофоров совершенно не соответствуют настоящим потребностям.
Невский проспект полностью оснащен более-менее современной системой АСУДД: датчики на фасадах домов и на опорах считывают интенсивность движения, и если, например, на пересечении Фонтанки и Невского скапливаются машины, там включается зеленый свет. На основе данных от всех датчиков создается зеленая волна, включается один из 6 возможных режимов работы светофоров. Режим общий по всей цепочке.
Ленинский проспект доделаем в этом году, Лиговский, Вознесенский. В 2008 году сделали проект для Кантемировской улицы. Процедура такая – нужно сначала сделать проект, а под него уже можно получить финансирование.
Но, к сожалению, у нас еще существует такое право, как управление дорожным движением в ручном режиме. Это право передано сотрудникам ГИБДД, и зачастую оно сводит на нет всю работу АСУДД, в том числе и Невского проспекта.
- На Невском все-таки бывают проблемы, система не всегда хорошо работает.
- А где вы видели в этом мире, чтобы что-то хорошо работало? Даже человек, созданный Богом, не всегда хорошо работает. Что же вы хотите от светофоров? Система как работает, так и работает. Если б ее не было, было бы хуже.
- Систему ГЛОНАСС собираетесь использовать?
- Да, как раз сейчас делаем наработки, чтобы применить ГЛОНАСС для передачи данных об интенсивности движения со светофоров через спутники. Проектировщики в этом году должны выдать проект, выполненный по нашему заказу. Чтобы спутник из космоса следил за машинами, на каждой должно быть по датчику. Спутник может делать фотографии, но насколько эти фотографии передают картинку в реальном времени? Военные этим пользуются, но насколько этим можно будет пользоваться в гражданских целях, нам пока неизвестно. Так что проектировщики прорабатывают множество вариантов, использующих возможности всех существующих систем.
- Насколько совершенны современные ПДД, нужно ли их менять?
- Мы не обладаем правом законодательной инициативы и можем выступать только в качестве экспертов. Есть, например, предложение, которое я в принципе поддерживаю, – если вы едете по улице с двойной сплошной и вам надо свернуть налево в дворовый проезд или, наоборот, выехать оттуда, разрешить двойную сплошную пересекать. А нельзя пересекать только для разворота и обгона. На мой взгляд, это логично было бы сделать. По красному сигналу светофора, я считаю, можно было бы разрешить поворот направо без всяких стрелок, при одном условии - надо обязательно пропустить движущийся перпендикулярно транспорт и пешеходов.
- Искоренить все пробки – дело безнадежное?
- Пробки это такое явление, от которого мы, как и любой город мира, не сможем избавиться одномоментно, а постепенно - можно. Первое, что нужно делать, как я считаю, – расшить всю имеющуюся улично-дорожную сеть, создать альтернативы любому проложенному или рассчитанному маршруту, чтобы у нас не было улиц, закрытых для движения непонятно на каких основаниях, лишних ограничивающих знаков. Надо, чтобы проехать можно было везде, где есть дорога.
Второй шаг - это повсеместное внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением, чтобы исключить вмешательства такого субъективного фактора, как ручное регулирование, если только не возникают форс-мажорные обстоятельства. И третье - запрет проезда по городу, внутри КАД, больших и длинномерных грузовых автомобилей.
Искоренить пробки в Петербурге помогут здравый смысл и расчеты
ПО ТЕМЕ