1 сентября вступает в силу новый Административный регламент МВД по контролю и надзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения. И хотя он был разработан при непосредственном участии целого ряда общественных организаций, отстаивающих права простых граждан, многое в нем настораживает автолюбителей. В частности, водители уверены, что отныне инспектору ГАИ «подстреливать» превышающих скорость граждан из укрытия и из-за угла вменяется чуть ли не в обязанность.
Нешуточное беспокойство у автолюбителей вызвали некоторые положения нового регламента. Например, согласно пункту 43, «контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме». А в пункте 44 ещё и добавлено, что «при осуществлении контроля за дорожным движением с применением технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения могут использоваться естественные и искусственные укрытия». То есть фактически выходит, что новый регламент предписывает автоинспектору с радаром прятаться в складках местности, коварно выпрыгивая из-за сосны на дорогу.
Однако председатель комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов считает, что принятие нового регламента – это уже явный прогресс по сравнению с тем, что было раньше. «Несмотря на то, что при контроле за движением с применением технических средств действительно могут использоваться естественные и искусственные укрытия (что, кстати, не запрещалось и раньше), тот же пункт 44 регламента гласит, что «действия, влекущие ограничение видимости участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля (с использованием открытой панели багажного отделения и иных способов), не допускаются». Проще говоря, инспектор ГАИ не имеет права маскировать «боевую раскраску» своего патрульного автомобиля, открыв багажник, замаскировав надписи и полосы на машине ватником или брезентом, или, скажем, укрыв еловым лапником мигалки и сирены на крыше автомобиля. А такие случаи не раз бывали, и многие из них зафиксированы на фото и видео, – отмечает Холодов. – Но если на обочине дороги есть какой-то рекламный щит или «удобный» куст, то автоинспектор может спрятать за ним свой патрульный автомобиль, а сам – выпрыгивать из придорожной растительности на манер кенгуру, и это не будет считаться нарушением».
Отметим, однако, что в большинстве стран Европы дорожным инспекторам «прятаться в кустах» запрещено законом. Кроме того, о контроле скорости на той или иной трассе заранее сообщают и информационные табло, и новости по радио и телевидению. Холодов оценил такой подход. «Это, если хотите, «высший пилотаж», – сказал он. – И в этом, кстати, кардинальное отличие в работе всех наших правоохранительных структур и европейских служб: у последних главное – это предупреждение возможных происшествий, а у наших пока ещё больше в чести «неотвратимость наказания». Хотя я уверен, что если бы в утренних новостях сообщалось, что сегодня, например, на Московском или Киевском шоссе будет производиться усиленный контроль по выявлению любителей быстрой езды, то нарушений правил, а следовательно, и аварий, и пострадавших, было бы значительно меньше».
В новом регламенте (пункт 41) указано, что «при выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается». То есть контролировать движение могут только патрульные машины в «боевой раскраске». Однако в примечании №50 к документу можно прочесть, что «контроль за дорожным движением участковыми уполномоченными милиции может осуществляться на закрепленных служебных транспортных средствах» – то есть, на машине, не обязательно окрашенной в цвета, характерные для патрульных авто ДПС.
Начиная с 1 сентября, согласно новому регламенту, телефон контрольно-профилактического отдела в обязательном порядке должен быть на каждом посту – чтобы водитель, столкнувшись с недобросовестным или нечистым на руку инспектором, тут же мог обратиться с жалобой. И надо надеяться, что отныне при осуществлении контроля за дорожным движением все инспекторы, в полном соответствии с пунктом 45 Административного регламента, будут активно «принимать меры к выявлению затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, а также иных помех движению транспортных средств и пешеходов».