Спор «ловится ли в Неве корюшка» плавно переходит в научную дискуссию на самом высшем уровне. Смольный настаивает на том, что никуда рыба не делась, и стройки ей не страшны. Ученые утверждают: Балтика на грани катастрофы. Обе стороны подкрепляют свои слова цифрами. Результаты двух мониторингов сравнивал корреспондент «Фонтанки».
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности отчитался о своей прошлогодней работе. В 2008 году проводился постоянный мониторинг состояния воздуха, почвы и воды. Вердикт Смольного — состояние атмосферы и почвы в городе вызывает тревогу, зато вода в Невской губе — чистая. А все рассказы про исчезновение корюшки — домыслы безответственных журналистов. Вице-губернатор города Александр Вахмистров подтвердил, что в заливе все в порядке: «Как рыбак заявляю, корюшка никуда не делась!».
Авторитетное утверждение главного рыболова Смольного подкрепляют цифры. В ежегодном отчете комитета по природопользованию приводятся данные мониторинга, который регулярно проводит ГУ «Санкт-Петербургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» (ГУ «Санкт-Петербургский ЦГМС-Р). Судя по исследованиям, индекс загрязненности воды (ИЗВ) в Невской губе в период с 2006 по 2008 год не менялся. И качество воды за эти три года тоже осталось прежним — состояние называется «умеренно загрязненным», класс третий. И вообще «в период многолетних исследований с 1990 по 2008 год не выявлено трендов загрязнения воды», - заявил председатель комитета по природопользованию Дмитрий Голубев.
Как уже писала «Фонтанка» , научную общественность беспокоит не состояние воды в Невской губе, а то, что поднятая во время намывных работ взвесь скапливается за пределами зоны, лицензированной для строительства «Морского фасада». Однако на эти опасения ни власти, ни ГУ ЦГМС-Р не реагируют, а пробы по-прежнему продолжают отбирать вблизи устья Невы.
Впрочем, выводы из исследований, которыми руководствуются в Смольном, расходятся с результатами других наблюдений — тоже государственных. По данным Центра мониторинга ФНУНПП «Севморгео», в 2006 году Невская губа испытала тяжелый стресс, и «восстановление обстановки после интенсивных гидротехнических работ идет медленно или остается плохим». Зоны постоянной мутности никуда не исчезли — они сместились в западную часть и постоянно фиксируются вдоль комплекса защитных сооружений, ИЗВ на отдельных станциях в 6 раз превышает норматив загрязнения. При этом состав смеси переменился — количество органических соединений снизилось вдвое. «Состав преимущественно минеральный, и для планктона сложились неблагоприятные условия», - предупреждают специалисты «Севморгео».
На дне залива сохраняются глинистые поля. Количество осадков, связанных с выпадением взвеси, в некоторых из них увеличилось на 60% и больше. Изменение состава грунтов в местах нерестилищ представляет, по выводам проводивших обследование, опасность для развития в будущем рыбных запасов.
Уровень загрязнения донных осадков нефтепродуктами тоже не уменьшился, а во многих пробах установлен высокий (превышающий порог среднего загрязнения) уровень бензопирена. «Уровень в 49 г/кг превышает все мыслимые лимиты, превращает донный осадок в губку и приводит к катастрофическому обогащению его токсичными металлами, прежде всего — кадмием», говорится в отчете. Максимальный уровень загрязнения отмечен в Лесной гавани Морского торгового порта.
Песчаные осадки тоже загрязнены — в них обнаружено высокое содержание кадмия и никеля. По мнению экспертов, Невская губа стала играть роль загрязнителя для открытой части залива. «Кратковременный эпизод не до конца просчитанного эффекта усиленных подводных гидротехнических работ привел к уничтожению многолетних усилий городских властей по введению очистных сооружений», - делают вывод в «Севморгео».
Впрочем, как подчеркнул на заседании городского правительства Дмитрий Голубев, «мониторинги проводят многие организации, но только данные ГУ ЦГМС-Р могут служить основанием для принятия решений». По какой причине на роль высшего судьи было выбрано именно это научное учреждение, чиновник не пояснил. Ну, а что касается корюшки — рыболовам виднее. Видимо, отсутствие этой рыбки на прилавках, это, как было сказано в старом советском мультфильме, всего лишь «оптический обман зрения».
Кира Обухова
Фонтанка.ру