Введение новых правил возмещения по страховке ОСАГО притормозило Министерство финансов. Ведомство категорически против поправок, внесенных перед согласованием документа Российским союзом автостраховщиков (РСА). В Минфине посчитали, что доработки умаляют права автомобилистов, и отказались утверждать документ.
В Министерстве финансов подтверждают, что сейчас ведется активная работа над отредактированными страховщиками правилами. Указывается, что, учитывая значимость их для рынка, требуются дополнительные согласования. Как уточнили источники "Водителя" в страховом сообществе, речь идет о принципиальных разногласиях между страховщиками и министерством, которые чиновники пытаются устранить.
Так, Минфину показалось странным ограничение действия новых правил прямого возмещения убытков (или европротокола) только на полисы ОСАГО, приобретенные после 1 марта, то есть с того числа, когда нормы должны были вступить в силу. Чиновники требуют восстановить первоначальную редакцию, в которой действие прямого возмещения распространялось бы на всех застрахованных по ОСАГО.
Кроме того, министерство выразило недовольство тем, что если страховщик виновника аварии откажет в компенсации, то и компания пострадавшего может поступить так же. Фактически это говорит о том, что страховщики, договорившись между собой, могут с чистой совестью не выплачивать ущерб ни одному из участников аварии.
Также министерство настаивает на том, чтобы правила прямого возмещения имели обратную силу, то есть распространялись и на ДТП, произошедшие до 1 марта, но по которым окончательного решения о выплате принято не было.
В Минфине подчеркнули, что составили письменное обращение к правительству, где указали все претензии по поправкам в ОСАГО. В РСА же подтвердили, что с поправками ведомства ознакомлены и готовы вести дальнейшие переговоры по изменениям окончательной редакции правил. При этом представители страховщиков уверяют, что их редакция, опубликованная накануне 1 марта, была заверена юристами, и нарушений прав автомобилистов юристы там не нашли.
Сколько времени потребуется на урегулирование спора, пока неясно. При этом и в Минфине, и в страховых компаниях обращают внимание водителей на то, что фактически до окончательного согласования европротокол в нашей стране не действует. Иными словами, оформлять ДТП на месте, не вызывая сотрудников ГИБДД, по-прежнему нельзя. Страховщики не будут выплачивать компенсации таким водителям, кроме того, им грозит статья за оставление места ДТП.
Напомним, что поправки, которые должны были вступить в силу с 1 марта 2009 года, позволяли бы водителям, попавшим в мелкие ДТП, улаживать дело на месте, не прибегая к услугам сотрудников ГИБДД. Если ущерб владельцы оценивали в сумму меньше 25 тысяч рублей, они могли за возмещением обращаться в собственную страховую компанию, а не компанию виновника аварии, как было раньше. Урегулирование денежных споров всецело ложилось на плечи страховщиков.
Как комментировал "Водителю" президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский, это нововведение стало бы благом для водителей, которые бы не тратили уйму времени на оформление пустяковых ДТП, кроме того, улучшило бы дорожную ситуацию: стукнувшиеся машины не стояли бы часами на дороге, перекрыв путь остальным.
Однако есть у страховых компаний и определенные опасения. Как подтвердил "Водителю" глава комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов, проблем от европротокола может быть не меньше, чем пользы. Эксперт рассказал, что во Франции после введения таких правил наблюдался всплеск страхового мошенничества. Люди, случайно поцарапавшие свой автомобиль, искали коллегу по несчастью и обращались к страховщикам якобы после аварии. Объем страховых возмещений непомерно возрос, и многие компании оказались в сложной финансовой ситуации.
Как подсчитали сами страховые компании, сейчас в крупных городах примерно 10% ДТП сами водители разбирают на месте. Они возмещают друг другу убытки без привлечения страховщиков. Предполагается, что после введения новых правил все эти клиенты выстроятся в очередь за страховыми деньгами.
Страховщики говорят, что в этом случае их деятельность может стать убыточной. Ведь цены по ОСАГО, несмотря на многочисленные обращения компаний, правительство не повышает. В органах госвласти, отвечающих за тарифы, повышение в условиях кризиса считают нелогичным.
Прямое урегулирование в первоначальной редакции выглядело так:
- возможность урегулирования без вызова ГИБДД;
- возможность обращения за возмещением в свою страховую компанию, а не к страховщику виновника действует для всех застрахованных по ОСАГО с 1 марта 2009 года.
Ключевые изменения в текст от РСА:
- распространяется только на полисы, приобретенные с 1 марта 2009 года;
- не распространяется на ДТП, произошедшие до 1 марта 2009 года;
- если участники аварии не вызывают сотрудников ГИБДД на место ДТП, то должны, как и раньше, обращаться за возмещением к страховщику виновника.
Европротокол не действует, если:
- в ДТП участвуют более двух машин;
- причинен ущерб не только имуществу (а, например, жизни и здоровью);
- у одного из водителей отсутствует действующий полис ОСАГО, либо лицензия у его страховщика отозвана;
- сумма ущерба превышает 25 тысяч рублей (при превышении суммы ущерба разница страховщиком не выплачивается);
- есть разногласия по виновности между участниками аварии.
ОСАГО забуксовало в Минфине
ПО ТЕМЕ