Автовладельцев и страховщиков ждут существенные изменения: 1 марта должны вступить в силу нормы так называемого европейского протокола и прямое урегулирование убытков. Первый разрешает участникам аварии не вызвать ГИБДД, а второе означает, что пострадавший в ДТП должен обращаться за выплатой к своему страховщику, а не к страховщику виновника, как это происходит сейчас. А страховые компании будут регулировать выплаты между собой с помощью расчетного центра Российского союза автостраховщиков. Этой системой (иногда ее в целом называют европротоколом) можно будет пользоваться при «бескровной» аварии и ущербе на сумму до 25 тысяч рублей.
Реформы ОСАГО призваны упростить жизнь автомобилистам. Однако, по оценкам страховых экспертов, если европейский протокол и заработает, то прямое регулирование будет массово саботироваться страховщиками.
Реформы должны был начаться еще в 2008 году, но власти их откладывали. Совсем недавно главы крупнейших страховых компаний выступили против нововведений, утверждая, что перемены приведут к коллапсу на рынке. В открытом письме к руководству Минфина указывалось, что реформы в два раза увеличат расходы на ведение дел, а убыточность превысит 100%. Получив отказ, страховое лобби взмолилось о поэтапном введении перемен, но также не было услышано. Может быть, и зря, так как регулирующие органы до сих пор не доработали ряд важных документов.
«До сих пор не утвержден ряд нормативных документов, необходимых для организации обмена данными между страховщиками, – говорит директор по бизнес-процессам и операциям «Кит Финанс Страхование» Елена Ануфриева. – Также непонятно, на какие договоры ОСАГО будет распространяться прямое урегулирование: на заключенные с 1 марта или на все действующие».
Опрошенные «Водителем» эксперты считают, что, хотя прямое урегулирование вызовет массу бюрократических трудностей при урегулировании дел между страховщиками, на автовладельцах нововведение может отразиться лишь в плане задержки выплат. Зато успех в получении денег с использованием упрощенной схемы, без ГИБДД, довольно сомнителен.
«У нас европротокол работать не будет как минимум несколько месяцев, – уверена директор по маркетингу страховой группы «АСК» Татьяна Долинина. – Автовладельцы не захотят пользоваться неизвестной схемой, а страховщики будут подозревать мошенничество и организовывать волокиту. Что касается водителей, то для определения ущерба «на глаз» требуется высокий уровень технической грамотности: не каждый правильно оценит, сколько стоит поврежденная деталь и ремонтные работы».
В идеале европротокол должен разгрузить дороги от пробок, а недобросовестные сотрудники ГИБДД лишатся одного из коррупционных каналов – продажи справок «без очереди». Но в действительности сегодняшние «минусы», похоже, в разы перевешивают «плюсы».
Страховщики боятся, что работы у них прибавится. Пока множество мелких аварий просто не регистрируются: водители предпочитают разъехаться быстро и без ГАИ. Вероятно, до 10% всех ДТП решаются неформально. Но основной страх – мошенничество. Отсутствие ГИБДД даст жуликам простор для криминальной фантазии, считают страховщики.
«Количество мошенничеств увеличится в разы, – уверен генеральный директор кредитно-страхового партнёра «Нибелунг» Антон Барихновский. – В связи с прямым урегулированием у компаний и так заметно вырастут расходы на ведение дела, поэтому повышение ещё и убыточности совсем некстати – и это на фоне тарифов, которые давно требуют пересмотра. Потянется волна отказов по страховым случаям с использованием упрощенного урегулирования, хотя бы потому, что опыта в правильности оформления документов и точного изложения обстоятельств ДТП не будет у самих участников аварии».
«Мошенничество, безусловно, увеличится при европротоколе в том числе из-за отсутствия ГАИ, – считает и Елена Ануфриева. – Милиция на первом этапе могла бы отсекать подставные ДТП, видя несоответствие повреждений машины виновника аварии. Теперь страховщик лишается этой возможности. Хотя страховая компания рекомендует при ДТП сообщить ей о произошедшем, но закон к этому не обязывает».
«К сожалению, упрощенная схема урегулирования упрощает жизнь не только автовладельцам, но и жуликам, – добавляет генеральный директор страховой компании «Авеста» Сергей Сафронов. – Увеличивается число компаний, участвующих в урегулировании ДТП, а значит, мошенники будут чаще получать двойные выплаты. Теоретически, можно получить деньги даже у трех страховщиков, если жулик застрахован по каско в одной компании, по ОСАГО в другой, а также он не «обделит вниманием» третьего страховщика, в котором застрахована «виновная» сторона».
Сафронов добавляет, что в Петербурге службы безопасности большинства компаний поддерживают неформальные отношения и сообщают друг другу о подозрительных случаях. «Но мошенничество при ДТП с участием машин из разных регионов раскрыть гораздо труднее», – заключает он.
Справка
Упрощенное урегулирование не действует, если:
в ДТП участвуют более двух машин;
причинен ущерб не только имуществу (а, например, жизни и здоровью);
у одного из водителей отсутствует действующий полис ОСАГО, либо лицензия у его страховщика отозвана;
сумма ущерба превышает 25 тысяч рублей (при превышении суммы ущерба разница страховщиком не выплачивается);
есть разногласия по виновности между участниками аварии.