Автобусы и троллейбусы на Невском проспекте вскоре должны были стать полноправными (и даже в чем-то привилегированными) участниками движения. То есть со своей, выделенной, полосой движения, остановками и без «помех» со стороны «мелкокалиберных» маршрутных такси, по крайней мере, легальных. Однако полноценная «выделенка» появится на главной магистрали города только в декабре. Именно тогда установят специальные знаки, а светофоры начнут работать по новой схеме. Больше месяца крупногабаритный транспорт будет вынужден лавировать между легковушками.
С 1 ноября на Невском проспекте не должно остаться ни одной маршрутки. Такое решение было принято ещё 15 августа на заседании комиссии по организации дорожного движения при правительстве Санкт-Петербурга. Первый заместитель председателя комитета по транспорту Станислав Попов сообщил о намерениях закрытия 15 коммерческих маршрутов на главной магистрали Петербурга. Кроме того, ещё 9 должны скорректировать свой путь таким образом, чтобы не попадать на Невский проспект. На замену им придут вместительные низкопольные автобусы и троллейбусы. Причём предусмотренная маршрутная сетка полностью перекрывает ту, которую создавали до этого коммерческие автобусы.
Собственно, это положение было тогда же утверждено вице-губернатором Александром Полукеевым и сразу же озвучено всем коммерсантам, работающим на центральной улице города. Последние восприняли нововведение со смирением и начали готовиться к пересадке на большие автобусы. Так, например, компания «Питеравто» анонсировала новые автобусы отечественного производства, коих до конца года планируется закупить 65 («ЛиАЗ 5292 »). 60 из них будут ежедневно ходить по Невскому проспекту, 5 находиться в резерве. Кроме того, все водители, которые будут работать на маршрутах, заполняют анкеты, в которых отвечают на вопросы о нумерации домов на Невском проспекте, количестве переулков и смежных улиц и других особенностях петербургской дорожной инфраструктуры. «Пассажиравтотранс» увеличил существующий автопарк (за счёт тех же «ЛиАЗов»). Небольшое расширение подвижного состава на центральной улице Петербурга сделал и «Горэлектротранс». На Невский 1 ноября выйдет новый маршрут троллейбуса, плюс усилятся существующие.
Ну, а теперь о главном. До 12 декабря весь этот поток крупногабаритного транспорта будет ходить по Невскому проспекту «дыша в спину» всем остальным участникам движения. Как сообщил заместитель директора ГУ «Дирекция по организации дорожного движения» Дмитрий Трошин, именно зимой начнёт работать новая схема регулирования светофоров и, наконец-то, появятся знаки, запрещающие выезд автомобилей на крайнюю правую полосу на отрезке пути от набережной реки Мойки до площади Восстания. По сути, эти полосы уже сейчас предназначены для проезда общественного транспорта, только автомобилисты об этом «не до конца информированы». Соответствующая разметка уже нанесена — сплошная линия, отделяющая крайнюю правую полосу, посреди полосы большая буква «А». А вот знаков нет. И вводить их без принципиально новой системы регулирования светофоров, по мнению представителей ГУ «ДОДД», нельзя.
На самом деле, как объяснил корреспонденту «Фонтанки» представитель одной из фирм, выполняющих подрядные работы для ГУ «ДОДД», Дмитрий Попов, сама по себе сплошная полоса — уже повод для того, чтобы всех её пересекающих штрафовать. «По правилам, размещение знака, информирующего водителя о том, что он въезжает на выделенную для общественного транспорта линию, необязателен. Специальная разметка с буквой «А» предполагает ,что въезд на неё и остановка запрещена. В соответствии с правилами дорожного движения, штраф за такое нарушение составляет 500 рублей», - объяснил Попов. По его словам, водитель, который поворачивает на Невский проспект, например, с Садовой улицы, действительно въезжает на крайнюю правую полосу, которая на поворотах отмечена прерывающейся линией, а затем обязан перестроиться в следующий ряд. Так что все, кто сейчас мешает автобусам и троллейбусам на выделенке, фактически являются нарушителями. Кстати, милиционеры уже периодически патрулируют ее. Как раз на повороте с Садовой, а ещё на перекрестке с Казанской улицей и при выезде от площади Островского.
Кстати, среди участников движения будут встречаться и маршрутные такси. Только принадлежащие так называемым «нелегалам», то есть тем транспортным организациям, которые не имеют договоров с комитетом по транспорту. Видимо, они-то и будут оттягивать на себя львиную долю пассажиров, которые не захотят ехать в медленном автобусе. Их руки никакими обязательствами не связаны и, несмотря на регулярные рейды всех служб города, которые выявляют нарушения, они никого не боятся. Дело в том, что пока у них есть лицензия на право заниматься подобной деятельностью, они могут возить пассажиров где им вздумается. Городской закон противоречит федеральным нормам. Чтобы их вытеснить, потребуются совсем уж репрессивные меры, о которых сейчас думают в КПТ.
«Выделенка на Невском родилась уже мёртвой. К сожалению, менталитет наших водителей такой, что без физического отделения полосы общественного транспорта никак не обойтись. И ведь есть технологии. Можно было бордюр поставить, резиновый ограничитель въезда, островки... Нет, они просто нарисовали полосу, а когда-нибудь потом знаки развесят. Я уже представляю, что будет дальше. В ГИБДД скажут: «Полоса не работает, убираем». И начнут наши чиновники головы ломать как бы так организовать линии, чтобы туда автомобилисты не заезжали? И опять на это деньги тратить начнут. В Петербурге нужно делать так: либо встречку организовывать как на Гороховой или на Загородном, либо забор ставить, как на Лиговском. Привыкнут люди с годами, научатся ездить — тогда уже можно подумать о том, чтобы убирать ограничители и просто нарисовать полоску и знаки развесить. Сейчас же ничего хорошего из затеи с отведенной полосой для общественного транспорта не выйдет, и мы получим очередной коллапс», - прокомментировал ситуацию лидер общественной организации «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимир Фёдоров.
Кстати, стоит вспомнить, что однажды решение о создании выделенной полосы для движения общественного транспорта уже было изменено спустя несколько месяцев. Так, на Среднем проспекте Васильевского острова возле станции метро по наказу прошлого руководства комитета по транспорту и ГУ «ДОДД» сначала закрыли кусок дороги, а потом снова открыли, когда поняли, что весь остров задохнулся в пробках.
Александр Фролов
Фонтанка.ру
Невская «недовыделенка»
ПО ТЕМЕ