Большинство факультетов Петербургского государственного университета уже представили в ректорат тезисные проекты новых образовательных программ, которые начнут действовать со следующего учебного года. Это произошло в рекордно короткие сроки — буквально спустя три дня после публикации указа президента Дмитрия Медведева, который дал право двум крупнейшим вузам страны — МГУ и СПбГУ - самостоятельно формировать образовательные стандарты и программы обучения.
На состоявшейся 16 сентября в здании Двенадцати коллегий пресс-конференции ректор Николай Кропачев прежде всего продемонстрировал собравшимся сам указ — его копия теперь в рамочке стоит на столе в кабинете у руководителя университета. «Существовавшие программы, когда все утверждалось на уровне министерства, связывали нам руки и ограничивали возможности, - объяснял он суть перемен. - Стандарт — это хороший документ, но он отражает среднее положение по всей России, а мы можем обеспечить более высокий уровень образования».
Николай Кропачев особо подчеркнул именно федеральное значение СПбГУ: 80% абитуриентов — иногородние, при этом каждый третий из них — медалист или лауреат различных олимпиад. Отметив, что по объективным причинам такое просто невозможно в массе региональных вузов, ректор выразил уверенность, что в сочетании с высококлассным профессорским составом именно достойный уровень поступающих позволит поднять планку образования в университете на новую высоту.
По новым программам первокурсники СПбГУ начнут учиться уже в будущем году. Различные «идеальные учебные планы», которые нельзя было реализовать из-за несоответствия госстандарту образования, на факультетах начали разрабатывать не вчера. За оставшееся время их нужно будет только доработать.
Из конкретных перемен можно отметить, например, блок общеобразовательных предметов, который раньше в обязательном порядке спускался из министерства, а теперь, судя по всему, уйдет в прошлое. Эти курсы были рассчитаны на целый поток и, как правило, оборачивались простой формальностью. Студенты недоумевали, зачем им какие-то Концепции современного естествознания, у преподавателей из-за количества слушателей не было реальной возможности проверить знания (надо сказать, довольно слабые). В результате зачеты сдавались не мытьем, так катаньем.
Даже среди участников пресс-конференции ажиотаж вызвал разговор об одиозной «обязаловке» - физкультуре и военной кафедре. «Мне нужно было выбирать между боксом, хотя я носил очки, или лыжами. То есть вместо первой пары ездить куда-то за город, и как бы я потом успевал на вторую, - вспоминал Николай Кропачев. - Или был военный день, мальчики шли, а девочки ничего не делали». «Неправда, мы медицину учили!» - азартно перебила его декан психфака Лариса Цветкова.
«Мы отдаем дань значению физкультуры и считаем, что студенты должны иметь возможность заниматься ею во все время обучения, а не два или четыре года, как это было в стандарте. Но факультативно и после занятий, - принял более серьезный тон Николай Кропачев, - убежден, что так спортом будут заниматься только больше».
В значительной мере грядущие реформы призваны повысить увлеченность студентов учебой. Хоть Лариса Цветкова и отметила, что такой свободы выбора предметов, как в университетах США, все-таки не будет — в 17 лет многие молодые люди просто не могут разобраться, что им нужно. Однако, как подчеркнул первый проректор по учебной и научной работе Игорь Горлинский, крен в сторону компетентностного, а не дисциплинарного подхода (первый главную роль отдает навыкам решения конкретных задач, а второй — общей сумме знаний), будет общим на всех факультетах.
Также СПбГУ будет постепенно переходить к распространенной на Западе кредитно-модульной системе образования. В ней за каждый предмет студент получает определенное количество кредитов, а в описании любой программы зафиксировано, сколько кредитов нужно набрать, чтобы получить соответствующую степень. «Все это позволит нам интегрироваться в мировое образовательное пространство, мы сразу выходим на мировой рынок. Это и Болонский процесс в Европе, и университеты США, и стремительно развивающиеся китайские вузы», - обрисовал перспективу Игорь Горлинский.
В финале прям-таки лучащийся проректор СПбГУ Станислав Еремеев выразил общую радость академического сообщества университета по поводу принятия президентского указа. «Ведь самое страшное, когда одни думают, что учат, а другие — что учатся», - резюмировал он, подразумевая, что с будущего года это тревожное явление уйдет в прошлое.
Николай Конашенок,
Фонтанка.ру
СПбГУ: теперь мы будем жить по-новому
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ