Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus «Юнона и Авось»: эх, раз, еще раз, еще 1000 раз!

«Юнона и Авось»: эх, раз, еще раз, еще 1000 раз!

2 919
Михаил Садчикова-мл.

На сцене дворца «Выборгский» Театр Ленком в 1000-й раз сыграл один из лучших спектаклей ХХ века - оперу «Юнона и Авось». Премьера сочинения поэта Андрея Вознесенского и композитора Алексея Рыбникова состоялась в Москве в октябре 1981 года, а 10 сентября 2008-го режиссер театрально-музыкального шедевра Марк Захаров вышел на питерскую сцену, чтобы представить юбилейный спектакль…

Марк Анатольевич вспомнил какие-то моменты истории, сказал, что спектакль пережил несколько страшных ударов (самый серьезный - болезнь Николая Караченцова, сыгравшего графа Резанова 800 раз), однако выжил и доказал свою способность, обновляясь, по-прежнему нравиться зрителям. Захаров прочитал стихотворную импровизацию Андрея Вознесенского (он тоже сейчас тяжело болен), посвященную тысячному представлению, где запомнились строчки: «Эх, раз, еще раз!», обращенные к актерам «Юноны». Никто не вспоминал, сколько из этой тысячи раз игралась «Юнона» в Питере, но, думается, не меньше ста. В эту осень москвичи играют четыре вечера подряд, по-прежнему на аншлагах. Юбилейный спектакль не мог быть обычным, и ленкомовцы приготовили сюрприз: в первом отделении графа Резанова играл Дмитрий Певцов, а во втором - Виктор Раков. Кончиту менять не стали: ее сыграла Алла Юганова (пятая Кончита за всю историю спектакля).

Спектаклю было предпослано такое мудрое и поэтизированное обращение к зрителю: «В тысячный раз отправляется в путь золотая «Юнона». Все мы – матросы этого театрального корабля. Многих, кто начинал это плавание, нет с нами. Вчерашние «юнги» встают на вахту с «морскими волками». Новые мундиры и платья, шпоры, маски, веера, шпаги, новый плюшевый парус-фестон и прозрачный помост. Да и сам корабль с его позолоченной богиней, пройдя через гавани театров чуть ли не всего мира, не раз подвергался ремонту и обновлению. Сколько рук коснулось декораций за 27 лет! Каждый вновь принятый в команду театра проходит через этот спектакль и становится его частью. И корабль плывет…»

Немного истории. Еще в конце 70-х Алексей Рыбников, обратившись к поэзии Андрея Вознесенского, создал рок-оперу «Юнона и Авось». Так же, как главных героев этого произведения – русского путешественника графа Резанова и дочь губернатора Сан-Франциско Кончиту – оперу Рыбникова ждало немало удивительных приключений, причем, с международным размахом…

Мало кто помнит, что впервые опера была представлена не на сцене Ленкома, а в православном храме. В феврале 1981 года в церкви Покрова в Филях в присутствии не только меломанов, но и специально приглашенных западных корреспондентов, а также представителей милиции и КГБ (не нуждавшихся в приглашении!). Справа и слева от цоколя алтаря для создания стереоэффекта были установлены динамики, в центре за столиком с магнитофоном восседал сам Алексей Рыбников, который произнес несколько вступительных фраз, а затем около ста человек в течение почти двух часов слушали запись рок-оперы. Происходило все в неотапливаемом помещении, слушатели не снимали зимних пальто. Но цель была достигнута: в западной прессе появились статьи, после которых власти решились разобраться, что же это за напасть такая – «Юнона и Авось».
Для начала фирма «Мелодия» получила указание приостановить выпуск пластинки с оперой Рыбникова.

Помощь подоспела с самой неожиданной стороны. Андрей Вознесенский водил дружбу со всемирно известным дизайнером и кутюрье Пьером Карденом, который устраивал творческие вечера русского поэта в своем театре на Елисейских полях. Получив от друга кассету с записью «Юноны», месье Карден пришел в восторг и, приехав в Москву, решил посетить спектакль. Ему показали черновой вариант, но этого хватило, чтобы французский гость пригласил ленкомовцев в Париж. Его не смутило даже то, что труппа Марка Захарова на тот момент считалась невыездной. Авторитет Пьера Кардена в СССР был настолько велик, что он был вхож не только в Министерство культуры, но и к самому Юрию Андропову, где не уставал повторять, что советское искусство может гордиться не только балетом и цирком, но и современной оперой. Усилиями парижской знаменитости добро на гастроли театра во Францию было получено. А тем самым – и негласное разрешение на премьеру спектакля на главной сцене Ленкома.

Впрочем, Андрей Вознесенский считает, что здесь не обошлось без вмешательства высших сил: «Все наши усилия пробить премьеру разбивались о запреты КГБ. Но однажды Марк сказал: «Знаешь, Андрей, есть один человек, который нам поможет». Мы поехали в Елоховскую церковь, где Марк сказал: «Давай поставим свечки Казанской Божьей Матери!» Поставили три свечки. И я купил три образка. Один привез Караченцову (исполнителю роли графа Резанова. – Прим. Авт.), другой, может, Шаниной (Елене Шаниной, исполнительнице роли Кончиты. – Прим. Авт.), может быть, Рыбникову, не помню, и себе оставил один. И тут нам все разрешили! Может, Марк Анатольевич позвонил кому-то ночью и договорился… Но факт тот, что разрешили. Это как в «Юноне и Авось», после вмешательства Божьей Матери, вдруг дают добро поездке… Так что это магическая история. И мистика продолжается».

Интересно, что первой советской рок-оперой была «Орфей и Эвридика» ленинградского ВИА «Поющие гитары», но все равно первой советской рок-оперой во всем мире называли и будут называть «Юнону и Авось»… Действительно, рок-опере Рыбникова было суждено пережить мировую славу. Кстати, в начале 80-х была записана пластинка (причем, не с актерами «Ленкома», а с приглашенными певцами), которая разошлась тиражом более двух миллионов (!) экземпляров, за что фирма "Мелодия" наградила Рыбникова «Золотым диском». Месье Карден сдержал свое слово и представил «русское чудо» на сценах Парижа, Нью-Йорка, Гамбурга, Мюнхена, Амстердама и других городов мира. В Париже Пьер Карден в течение двух месяцев (!) показывал русскую рок-оперу в своем театре на Елисейских полях, приглашал туда знаменитостей. Так, Ротшильды явились всем кланом. Свое почтение выразила певица Мирей Матье. Заглянули на диковинную оперу арабские шейхи. Все два месяца были аншлаги, несмотря на довольно дорогие билеты – место в партере стоило четыреста франков. Впоследствии был снят еще и английский документальный фильм о московском спектакле. Опера также была поставлена в Венгрии, Германии, Южной Корее, Чехии, Мексике. Конечно, создатели «Юноны» мечтали о Бродвее. И вот знаменитый бродвейский продюсер Джозеф Папп («Волосы», «Корус Лайн!») предложил cделать "Юнону" с американскими актерами. Подготовили перевод на английский, Рыбников много раз летал в Нью-Йорк, где уже начались репетиции с актерами. Однако Джозеф, словно герой оперы граф Резанов, внезапно заболел и умер, а проект забуксовал.

Время от времени Ленком выезжал на гастроли и по России, где творилось что-то невероятное. Александр Абдулов, помнится, рассказывал, как проходили в начале 80-х гастроли в Ленинграде: «Когда мы впервые привезли в Питер «Юнону и Авось», несколько сотен молодых людей выломали двери Дворца имени Горького, потом минут тридцать-сорок с собаками их ловили по всему ДК. Однажды я просто обалдел: до начала спектакля оставалось минут сорок, я поднял голову наверх, а там, на колосниках, лежит человек двадцать народу, ждут встречи с искусством. Так конкретно, в балках лежат. А могли ведь запросто грохнуться на сцену!»
Спектакль «Юнона и Авось» стал визитной карточкой театра, причем сегодня это не обветшавший, а вполне современный проект, куда постоянно вводятся молодые талантливые актеры. Поэтому интерес публики не ослабевает. Андрей Вознесенский по просьбе Марка Захарова даже изменил финальную строчку спектакля, которая теперь звучит так: «Дети двадцать первого столетья! Начался ваш новый век».

В 2005-м возникла опасность, что легендарный спектакль будет свернут или приостановлен, после того как попал в тяжелую автокатастрофу легендарный исполнитель роли графа Резанова 60-летний народный артист России Николай Петрович Караченцов. Однако театр нашел двух достойных Резановых в лице Дмитрия Певцова, который в свои 45 находится в потрясающей форме, а также народного артиста России Виктора Ракова, и шоу продолжается.

В начале 80-х был снят пиратский фильм-спектакль по «Юноне», с Караченцовым, Шаниной, Абдуловым, который гулял по стране в видеоверсии. В 2004-м был записан новый СD (диск выпустили Sony Music и Columbia) c ленкомовскими актерами и группой «Аракс», а также снят новый фильм по спектаклю для DVD с dolby-звуком. Алексей Рыбников не раз говорил о существовании проекта полнометражного музыкального фильма, но среди кинорежиссеров композитор пока не видит достойных кандидатур, поскольку музыкальные фильмы в России давно уже профессионально не снимались. А плохо, или даже на среднем уровне, снять картину по «Юноне» нельзя!

Тысячный спектакль в Питере вписал в историю «Юноны» еще одну красивую строку. 1000-й спектакль – это очень много, учитывая 27-летнюю историю. Но если бы спектакль шел в режиме бродвейских мюзиклов, то есть семь раз в неделю, то тысяча представлений – это три с половиной года, и это не так уж много. Так что у шедевра еще много впереди!

Михаил Садчиков,
Фонтанка. ру
Фото Михаила Садчикова-мл.

1 из 15
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях