Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Эрмитажный «сериал»: шедевры с доставкой на дом

Эрмитажный «сериал»: шедевры с доставкой на дом

229
картинка amur.info

В Эрмитаже, в Аполлоновом зале, открыта выставка одной картины: Пармиджанино, XVI век, «Обращение Савла». Это тот самый случай, когда действительно стоит, отложив все суетные дела, выбраться из дома ради того, чтобы посмотреть одну-единственную картину…

Впрочем, за редким исключением, все выставки из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» заслуживают внимания. «Шедевры» - один из самых длинных эрмитажных «сериалов». Ему уже лет пятнадцать, не меньше. Эрмитажные сотрудники придумали этот проект в самом начале девяностых, когда музеи, даже такие великие, как Эрмитаж, боролись за выживание. Идея этого музейного «сериала», на первый взгляд, проста и незатейлива: выставлять в Эрмитаже одну (изредка — две-три) картину из собраний музеев-партнеров. Ведь, в конце концов, даже сейчас не у всех ценителей живописи есть возможность бывать в Лувре, Прадо, Метрополитен-музеуме... А тут шедевры с доставкой на дом!

В названии этого цикла ключевое слово — шедевры. Порой переговоры о предоставлении того или иного шедевра для выставки в Эрмитаже приходится вести по нескольких лет. Так было, к примеру, с тициановской «Венерой», которая хранится сейчас в Национальной художественной галерее Вашингтона. Директор музея Михаил Пиотровский рассказывал, что во время одного из посещений галереи американские журналисты уговаривали его сняться на фоне какой-нибудь из картин, принадлежавших ранее Эрмитажу. Он отказался. Вопрос о картинах, проданных в тридцатые годы советским правительством, по его признанию, до сих пор остается очень болезненным. Вспоминают, что Борис Борисович Пиотровский, занимавший пост директора музея в течение 26 лет, увидев бывшие «свои» картины, не смог сдержать слез. Его сын назвал продажу произведений из эрмитажного собрания на Запад «культурным преступлением».

«Венеру перед зеркалом» выставили очень вовремя: в мае 2002 года, подгадав к визиту Джорджа Буша в Россию. Пиотровский показывал картину президентам США и России как пример сотрудничества двух стран в сфере культуры. Благодаря эрмитажному «сериалу» петербургская публика в последние годы увидела многие из проданных шедевров, которые, пусть на время, но все-таки возвращались в родные стены.

Выставка одной картины итальянского художника XVI века Пармиджанино «Обращение Савла», прибывшая из Художественно-исторического музея Вены, затевалась тоже с учетом дипломатических целей и далеко идущих планов взаимовыгодного сотрудничества. В день открытия Михаил Пиотровский и Вилфрид Зайпель, директор Венского художественно-исторического музея, подписали соглашение "О развитии долгосрочных программ сотрудничества". Это значит, что сотрудники музея смогут поработать в столице Австрии, а мы - увидеть лучшие картины из коллекции музея. Помнится, несколько лет обещали привезти из Вены в Эрмитаж поразительную «Инфанту Маргариту в розовом платье» Диего Веласкеса. Теперь появилась реальная надежда: дождемся!

Принц маньеризма

Картина Пармиджанино для обычных зрителей (кому не светит стажировка в Вене) интересна по многим причинам. Это едва ли не самый необычный и талантливый художник Италии XVI века. Кроме того, таинственная личность, чья жизнь захватывающе-интересная. Родившийся в Парме, Франческо Маццола (Пармиджанино — прозвище, означающее «малыш из Пармы») в 21 год приехал покорять Рим. Ему это удалось. Был молод, талантлив и очень красив («лицо и наружность были очень изящными, скорее ангельскими, чем человеческими», — писал Джорджио Вазари в своем знаменитом «Жизнеописании»). Многие современники, восхищавшиеся художником, называли его реинкарнацией Рафаэля, на которого юный художник был похож даже внешне. И в живописи Пармиджанино поначалу следовал классически ясному и чуть холодноватому в своем совершенстве искусству Рафаэля. Но затем возобладала собственная индивидуальность с нервной экзальтацией и неподражаемой странностью - как внешней, так и внутренней. Его знаменитая картина «Мадонна с длинной шеей» стала символом маньеризма. Со всеми присущими этому стилю особенностями: мистикой, преувеличенной сложностью движений, деформированными, чересчур вытянутыми фигурами, изображенными к тому же в причудливых, изломанных позах.

Но Пармиджанино переключился на алхимию и, если верить слухам, черную магию, все дальше отходя от живописи (манкировал важными заказами, что повлекло серьезные неприятности). Он изменился и внешне, превратившись из красавца с ангельской внешностью в опустившегося нелюдимого и мрачного отшельника – «бородатого, с волосами длинными и всклокоченными». В конце концов, попал в тюрьму, откуда бежал при помощи друзей. Однако вскоре после побега умер — 37-ми лет от роду.

В Эрмитаже, как и во всем мире, в 2003 году отметили 500-летие художника, устроив выставку «Пармиджанино в веках и искусстве». Публике показали 140 офортов и рисунков из коллекции музея (из них только двадцать принадлежали Пармиджанино, остальные были созданы в ту же эпоху и представляли итальянский маньеризм). А вот живописи Пармиджанино петербуржцы не видели давно. Теперь мы и сами можем посмотреть, что привиделось загадочному художнику в ртутных парах...

Зинаида Арсеньева,

Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях