Депутаты городского парламента неправильно принимают законы. На это намекнул своим сегодняшним решением Уставный суд города, который признал не соответствующей Уставу города норму соответствующего закона об организации местного самоуправления в Петербурге только потому, что она в свое время была принята в рамках «третьего» чтения, то есть с нарушением порядка принятия. Некоторые эксперты опасаются, что такое решение может привести к пересмотру легитимности многих нормативных документов ЗакСа.
Парламентарии собрания теперь могут сказать большое человеческое «спасибо» депутатам муниципальным. Из-за того, что последние, работающие на освобожденной основе, не получали нормальной зарплаты, депутаты городские могут поплатится многими законами. Все началось с того, что парламентариям муниципального совета №38 не понравилось то, что с легкой руки своих «старших» коллег они получают всего 720 рублей в месяц, с которых еще снимают подоходный налог. И они пожаловались на это Уставному суду Петербурга. Они пытались доказать, что такое положение вещей ущемляет их права и свободы, так как жить и содержать семью на такие деньги они не могут. Муниципалы сообщили, что в законе Петербурга «Об организации МСУ Петербурга» написано, что размер вознаграждения депутата муниципального совета (МС) муниципального образования(МО), осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, не может превышать 12 расчетных единиц в год. То есть одной расчетной единицы в месяц. А это ныне — 720 рублей. В то время как в Уставе города написано, что в Петербурге гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией. А вот при чем тут Конституция, объясняется длинной логической цепочкой, ведущей к главному документу — Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, принятому аж 19 декабря 1966 года и ратифицированному СССР 18 сентября 1973 года. В нем говорится о праве каждого гражданина на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий своей жизни. О том, почему не надо жалеть муниципалов и как на самом деле у них обстоят дела с заработком (а не с зарплатой) «Фонтанка» уже писала. Да к тому же в своем решении Уставный суд все равно не признал деятельность депутатов муниципальных советов трудовой. В двух словах, потому что никаких трудовых соглашений на выполнение работ с зачислением в штатное расписание не осуществляется.
Однако норму закона «Об организации МСУ Петербурга» УС все же признал не соответствующей Уставу города. В основном, потому, что приняты были оспариваемые муниципалами положения закона в процессе рассмотрения законопроекта в «третьем чтении». То есть в том самом, окончательном, после которого обычно документы направляются на подпись губернатору. А в Уставе Петербурга написано, как должны приниматься законы и что должно, а что не должно приниматься в каждом из трех чтений документов. В частности, в статье 32 «городской конституции» сказано следующее: «Первое чтение законопроектов состоит из обсуждения, голосования по одобрению концепции. Второе чтение - из обсуждения и голосования изменений и дополнений, не меняющих концепцию принятого за основу проекта, а третье чтение состоит из обсуждения и голосования поправок, устранения внутренних противоречий проекта закона или его несоответствия законодательству РФ и Уставу города». То есть абы что добавлять в законопроект во время третьего чтения нельзя.
Однако городские парламентарии довольно часто эти правила игнорируют. Довольно часто, «забыв» докорректировать документ, они вносят поправки к третьему чтению документов, которые буквально переворачивают смысл законопроекта. После этого как бы «для галочки» голосуют, признавая лишь «несущественное нарушение регламента ЗакСа». И не задумываются об Уставе города. Теперь за это депутаты поплатились. Пока только одним законопроектом. Но наблюдатели не исключают, что если кому-то не нравятся нормы уже действующих законов, которые принимались депутатами с такими же нарушениями, то они тоже могут быть признанными не соответствующими Уставу города и, следовательно, не действующими. Среди таких «документов — инвалидов» немало и социальных.
Совсем недавно в ЗакСе принимался закон о расселении застроенных территорий («хрущевок»). К третьему чтению документа депутаты внесли поправку, по которой граждане не будут доплачивать за квадратные метры, если площадь их прежнего жилья будет меньше площади предоставляемого, но не более чем 9 квадратных метров на всю семью.
В свое время норма к налоговым законам, которая освободила от уплаты налогов хозяев легковых автомобилей отечественного производства (СССР) с мощностью двигателя до 80 лошадиных сил (включительно), выпущенного до 1990 года (включительно) тоже была принята в третьем чтении.
В 2006-ом году, принимая закон о Петербургской избирательной комиссии, была принята поправка, по которой членам комиссии предоставили такие меры социальной поддержки, как оплата расходов в размере не более 12 окладов денежного содержания в год на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, а также оплата проезда к месту отдыха, лечения и обратно.
Даже в процессе изменения закона «Об Уставном суде Петербурга» в далеком 2005-ом году депутаты серьезно корректировали документ именно при принятии его в целом. Впрочем тогда они так его изменили, что его срочно пришлось исправлять.
Подобных изменений за последние годы накопилось десятки. Скорее всего, на отмену такого количества довольно важных и значимых, а, тем более, давно действующих норм, вряд ли кто решится. Но на будущее депутаты возможные последствия своей безалаберности в этом отношении должны будут учесть.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру
УС указал ЗакСу на то, как нужно принимать законы
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ