Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Вы не поверите, но «Ленинградка»...

Вы не поверите, но «Ленинградка»...

377
фото encspb.ru

Я была уверена, что теперь о войне умеют говорить только в стиле «гром победы раздавайся», а слова «никто не забыт, и ничто не забыто» стали лозунгом, который вытаскивают из сундука 9 мая и тотчас убирают с глаз долой. Но эту уверенность опровергла "Ленинградка". Кукольная притча о блокаде, поставленная крохотным театриком с добрым именем «Karlssonhaus».

Последний раз я плакала на спектакле о войне тринадцать лет назад. В 1995-м - это была «Песня о Волге» Резо Габриадзе. И я думала, что это не повторится. Казалось, что ничего сопоставимого по трогательности, проникновенности и искренности сейчас уже никто не напишет, не поставит, не снимет. Что в прошлом - солено-сладкие слезы, которые глотаешь, когда смотришь «Летят журавли» или «В бой идут одни старики». Я была уверена, что теперь о войне умеют говорить только в стиле «гром победы раздавайся», а слова «никто не забыт, и ничто не забыто» стали затертым пропитанным пылью лозунгом, который вытаскивают из сундука по праздникам и тотчас убирают с глаз долой, поскольку жизнь-то продолжается. А на кино- и телеэкраны война попадает только огламуренная до глянцевого блеска. Но эту уверенность опровергла "Ленинградка". Кукольная притча о блокаде, поставленная крохотным театриком с добрым именем «Karlssonhaus».

Продюсеры

Современные российские продюсеры отчего-то считают, что войну надо показывать через так называемые «медийные лица» и с максимально жестким экшеном, чтобы Безруков мочил нацистов изощреннее Рембо и в таких количествах, что в результате хочется спросить: а как у них сил-то хватило до Москвы дойти? Современные российские продюсеры почему-то убеждены, что заставить зрителя ужаснуться ледяному кошмару блокады сейчас можно, только поместив в соответствующий антураж голливудскую актрисулю. Иначе, как это принято теперь говорить, - «не формат».

Может быть, именно поэтому у спектакля «Лениградка» продюсер - Салам Кубайлат, гражданин Иордании и выпускник нашего родного ЛГИТМиКа. Эту кукольную притчу придумали, смастерили, сняли и поставили на сцене Алексей Шишов, Борис Константинов, Денис Шадрин и Виктор Антонов.

«Ленинградка» началась с простого разговора три года назад. Салам, который живет в Петербурге уже больше 20 лет (его дети здесь родились и выросли), посетовал, что не понимает, как в городе, пережившем блокаду, могут так бесчинствовать скины. Почему в городе, пережившем блокаду, могут убить ребенка, только потому что у него черные волосы, темные глаза и смуглая кожа...

Спор тогда закончился решением сделать спектакль о Блокаде. Кукольный, но современный и для взрослых. Путь от идеи проекта до его воплощения занял три года. Премьера «Ленинградки» состоялась 2 мая 2008 года, через 65 лет после прорыва Блокады Ленинграда.

Люди и куклы

Работа началась с расспросов бабушек-блокадниц. Спрашивали: что было, как, почему так, а не иначе. И одна из них, Валентина Родничева, сейчас уже покойная, вдруг сказала: «Ребята, а мне вам нечего рассказать, я зажигалки не гасила, санитаркой с сумкой не бегала, я так испугалась, что залезла в шкаф и так всю блокаду там и просидела».

Авторы проекта поняли: вот она, завязка сказки, притчи, - завязка истории, которая поможет именно им увидеть и показать блокаду в кукольном театре.

Это действительно сказка, где вполне сказочный и вполне ленинградский домовой, очень похожий на довоенного ленинградского дворника, заботится о девочке Вале, которая осталась одна в пустой и нетопленой квартире. Наедине с голодом, с морозом, с бомбежками, с ревущим о воздушной тревоге репродуктором... Там есть все: грохочущий машинами Невский образца 2008 года, снесенные дома на Розенштейна и саундтрек группы «Сплин». Там есть известная и не известная блокадная хроника и взмывающие из-за ширм игрушечные самолетики, там есть танковые атаки и взрывы снарядов... Там есть аллюзии чуть ли не на все русские народные сказки. И есть крысы, от которых не избавиться было тогда, не избавиться и теперь...

Там нет только экшена, глянца и хэппи-энда. Да, еще нет "медийных лиц". Но есть гораздо более важное (о чем не подозревают современные российские продюсеры): искренняя и очень талантливая попытка проникнуть в «то время» из времени этого, нашего, суетливого и лукавого. А куклы, ведомые авторами проекта, дают почувствовать нам (тем кто родился, когда Блокада стала уже историей), что боль - это боль, голод - это голод, а надежда - это надежда...

Марианна Баконина,
специально для «Фонтанки»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях