Конец апреля для музыкального мира России ознаменовался сразу двумя премьерами «Кармен» под руководством двух самых признанных питерских дирижёров: Юрия Темирканова – в московском Большом театре, и Мариса Янсонса – в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.
Обе постановки были связаны тоненькой ниточкой скандала, неуловимо витавшего в воздухе: в Большом изначально «Кармен» должен был ставить знаменитый дирижер Марис Янсонс – кстати, он и пригласил режиссёра Дэвида Паунтни. Но отношения Янсонса с театром и режиссёром не сложились - и он, формально сославшись на рекомендации врачей, от работы в Большом уклонился. Выручить театр долго уговаривали Юрия Темирканова, ставшего к тому моменту главным приглашенным дирижером. Финал истории хорошо известен по публикациям в СМИ: «В настоящем оперном театре премьера должна заканчиваться или триумфом, или скандалом. Большому театру на премьере “Кармен” Бизе удалось последнее. Наверное, впервые за всю историю дирижер-постановщик демонстративно не появился на финальных поклонах», - опубликовала статью газета «Известия».
В Петербурге всё прошло гораздо спокойнее. Да и как могло бы иначе в Оперной студии (пусть и называется она теперь Театром оперы и балета)? Даже если занять позицию «минималиста», то следует ожидать хотя бы одного из исполнителей ведущих партий, что называется, на уровне. Увы, этого не случилось: даже Екатерина Гончарова – хорошее сопрано, занявшая первое место на конкурсе Образцовой, в роли Микаэлы не впечатлила. Будем надеяться, она ещё себя покажет в будущем. Партию Эскамильо исполнил обладатель Гран-при конкурсов Богачевой и Лисициана Роман Бурденко. Звучал он глухо, неярко: пел каким-то старым тембром и нельзя сказать, что хорошо наполнял зал. Но всё познаётся в сравнении: и певец Михаил Макаров в роли дона Хозе явил публике настоящую пародию на оперного тенора – с ужимками и нешуточными усилиями он воспроизводил много разных звуков, которые трудно назвать музыкальными. Кульминационную фразу в арии с цветком он не спел на крещендо, сделав наверху изумительную филировку, как это делали в лучшие свои годы Ди Стефано и Каррерас – но просто пропищал всю фразу жалким фальцетом, никак не шедшим к его кряжистой, грузной фигуре.
Если участие тенора в спектакле объяснимо его близким родством с дирижером, то выступление Маргариты Грицковой в роли Кармен завсегдатаи студии объясняли тем, что юная дева является ученицей Ирины Петровны Богачевой. По крайней мере, никаких иных достоинств она в тот вечер залу не предъявила. Переходные ноты у исполнительницы крайне визгливы, голос отчаянно тремолирует, на дыхание не опирается. Вместо роковой и свободной, грациозной и обаятельной женщины-дикарки, на сцене стояла изрядно взмокшая старшеклассница, не отрывавшая напряжённого взгляда от дирижёра на всём протяжении своего вялого исполнения.
Впрочем, у Кармен в руке был цветок. Это, по всей видимости, заслуга «режиссёра» данного действа г-на Жяльвиса, имя которого последние годы в Консерватории вспоминают куда больше в связи с многочисленными финансовыми скандалами, нежели с занимаемой им официально должностью заведующего кафедрой музыкального театра. Он не смог удержаться от соблазна добавить своё имя на афишу по соседству с именем мировой звезды Мариса Янсонса - и вот, вместо нормального концертного исполнения, мы получили нечто, что нельзя назвать ни спектаклем, ни концертом. Оркестр был поднят из ямы на эстраду, а солисты пытались что-то изображать …за оркестром. Конечно, то обстоятельство, что их «лепка образов» оставалась не видна большинству зрительного зала, – не беда; а вот баланс певцов и оркестра из-за этого смелого режиссёрского решения потерпел невосполнимые потери. Ещё одна смелая режиссёрская находка – это пыльная и мятая тряпочка чёрного цвета, которая периодически опускалась сверху, отделяя хор от взоров зрителей.
Здесь надо бы порассуждать о том, насколько подобный опыт бесценен для оркестра. Это, конечно же, так, никто и не спорит – но единичное появление маститого маэстро за пультом приносит ощутимую пользу только стабильному, сыгранному коллективу. Однако в рецензируемом концерте был занят сводный оркестр, объединивший коллективы оперной студии и студенческий консерваторский, так что говорить о какой-то мотивации собранных для одной оказии оркестрантов вряд ли приходится. Конечно, Марис Янсонс превосходно сделал эту партитуру – но разумеется, только в рамках того звучания, на которое оказался способен оркестр.
Как писала столичная пресса, единственным событием московской «Кармен» стал невыход Юрия Темирканова на поклоны. У нас же событием стало появление в маленькой, «моржовой» партии Данкайро баритона Бориса Пинхасовича: великолепный, хорошо сфокусированный голос, принципиально отличное от других исполнителей, просто «европейское» качество вокала, прекрасный французский. Это ли не повод для восторга? Тем более, что других поводов просто нет.
Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру
«Кармен» в отсутствие певцов и декораций
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ