Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Made in ИТК

Made in ИТК

308
image.newsru.com

Заключенные российских колоний теперь могут не только шить наволочки и добывать уран, но и торговать автомобилями, сигаретами, лекарствами, открывать АЗС и заниматься иными 400 видами деятельности. Впервые Правительство России определило перечень работ, связанных с трудовой адаптацией осужденных. Новая система может нанести вред бизнесу и здоровой конкуренции.

Работать заключенные будут в Центрах трудовой адаптации – так теперь именуются собственные производственные площадки исправительных колоний. Подписанное главой Правительства России 27 октября распоряжение стало очередным этапом в реформировании коммерческой деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, связанные с лишением свободы.

Что превратит преступника в человека?

Авторы реформы уверены, что она назрела уже давно. С 1995 года (со вступлением в силу части I Гражданского кодекса РФ) государственные унитарные предприятия признаются коммерческими организациями, основной целью которых является получение прибыли. А следовательно, предприятия исправительных учреждений в силу специфики своей деятельности не могут функционировать в такой организационно-правовой форме, так как по существу они не являлись никогда коммерческими и должны были преследовать совсем другие цели.

Принятые Россией при вступлении в Совет Европы обязательства также выдвигают на первое место именно социальный аспект деятельности предприятий исправительных учреждений. «В последние годы увеличилось число осужденных с низким образовательным уровнем, неграмотных, не имеющих семьи, постоянного места жительства, страдающих различными заболеваниями. В течение ближайших лет численность этой категории осужденных будет возрастать, – констатирует автор реформы, депутат Геннадий Гудков. – Более 90% осужденных не обладают профессиональными и трудовыми навыками, либо полностью их утратили. Около 40% осужденных в возрасте до 25 лет, как правило, нигде не работали и не учились. Каждый четвертый страдает психическими заболеваниями и отклонениями. Ежегодно в исправительные учреждения поступает около 100 тысяч осужденных, не имеющих специальности. Примерно половина работающих осужденных не в состоянии выполнять установленные нормы выработки – средний процент выполнения не превышает 70%».

Реформирование предусматривает реорганизацию существующих предприятий в структурные подразделения ИТК: центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские. «Основные задачи этих подразделений заключаются в организации трудового воспитания осужденных путем привлечения их к общественно полезному оплачиваемому труду, создании условий для их моральной и материальной заинтересованности в его результатах, восстановлении и закреплении профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых им для последующей скорейшей адаптации в обществе», – констатировал депутат Гудков.
Авторы реформы признают, что она неизбежно повлечет за собой убыточность собственной производственной деятельности исправительных учреждений, рост кредиторской задолженности. Покрытие этих убытков будет производиться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на текущее финансирование ИТК.

Огласите весь список, пож-та

В целом Правительство России одобрило реформу. Одно из немногих замечаний к представленному Геннадием Гудковым проекту - введение ограничения на виды деятельности центров трудовой адаптации, которые смогут вести инициативную самостоятельную производственную деятельность. Такая коммерческая свобода в рамках учреждений лишения свободы может привести к непредсказуемому росту бюджетных расходов, связанных с покрытием убытков от этой деятельности.

Утвержденный 27 октября список вызывает много вопросов. Логично, что заключенные могут заниматься строительством, производственной деятельностью, даже в таких высокотехнологичных отраслях как выпуск измерительных приборов, медицинской аппаратуры, систем навигации (скорее всего, приемников ГЛОНАСС), производстве инвалидных колясок и даже специальных автомобилей (и смех и грех – потом эти навыки могут пригодиться, чтобы вскрыть, например, инкассаторский автомобиль). Хотя, учитывая описанный автором реформы образовательный уровень осужденных, можно усомниться в качестве аппаратуры, которую они будут выпускать в закрытых цехах.

Не совсем ясно, как видится участие заключенных в оптовой и даже в розничной торговле. Центры трудовой адаптации смогут осуществлять такие виды деятельности как торговля автомобилями, продовольствием, медицинской техникой, лекарственными препаратами, машинами и оборудованием, лесоматериалами, топливом, стройтоварами и т.д. Осужденные смогут работать не только в специализированных магазинах, но и в обычной розничной торговле, в т.ч. в сфере продажи топлива (т.е. на АЗС). Как сможет фунционировать такая бензозаправка в рамках колонии - не ясно.

Также заключенные смогут заниматься ветеринарной деятельностью, наймом рабочей силы и подбором персонала, транспортным обслуживанием и т.д.

Опасные конкуренты

Развитие системы центров трудовой адаптации может создать опасную конкуренцию для коммерческих организаций, работающих в отраслях, включенных в список. Действующее законодательство о государственном заказе предоставляет учреждениям уголовно-исполнительной системы явные преимущества. При соблюдении ряда условий, они могут победить в торгах, предложив цену на 15 процентов выше. Например, если автозавод готов поставить Банку России бронеавтомобиль за миллион рублей, а созданное за колючей проволокой производство - за 1.1 млн. Кому будет отдан заказ?

Информация о предлагаемых со стороны ИТК госзаказчику товарах должна быть опубликована. Сейчас в этом реестре автомобили, спутниковые навигаторы и пр. не числятся. В Санкт-Петербурге соответствующие предприятия (ГУП «Учреждение УС-20/5 Минюста РФ» и ГУП «Учреждения УС 20/2 ГУИН Минюста РФ») продают традиционный для таких производств ассортимент – мебель, постельное белье, халаты, спецодежду (комбинезоны, поварские колпаки, рукавицы и т.д.). Но учитывая, что объем госзаказа (около 150 млрд рублей в год) составляет примерно 10 процентов валового регионального продукта (ВРП), не исключено, что реформа исправительной системы составит серьезную конкуренцию коммерсантам.

Павел Нетупский, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях