Всем в городе на Неве скоро станет ездить легче и комфортней. Пожалуй, именно такой вывод можно сделать из заявлений петербургских чиновников от транспорта и соцзащиты. Но «всем» в данном случае – это тем, кто личному транспорту предпочитает общественный.
О чем мечтают чиновники: транспортная сеть города расширится, нелегалы-маршруточники отойдут в прошлое, а «маломобильные» граждане будут беззаботно разъезжать по городу на «социальном» такси, которое примчится по первому зову.
Транспортная дискриминация
Что касается транспортной сети, то, действительно, Комитет по транспорту готов к тому, что в какой-то момент город переступит опасную черту в 300 автомашин на 1000 жителей, что, по мнению некоторых исследователей, будет означать транспортный коллапс. И тут-то пригодятся городские маршруты, как социальные, так и коммерческие. Кстати, первый шаг к этому уже сделан – перехватывающие парковки призваны заставить «излишние» машины остаться на границе города, а водителей «переквалифицироваться» в пешеходов и пассажиров. Однако гладко все это не пройдет. И не только по причине нежелания «отказываться от руля», а и потому, что за баранки автобусов сажать некого. По словам заместителя генерального директора ОАО «Третий парк» Михаила Богданова, около 10 процентов из более чем 2,5 тысячи водителей компании – иностранные граждане. Своих не хватает, хотя средняя зарплата у водителей по данным, как ГУП «Пассажиравтотранс», так и частных компаний, составляет вполне конкурентоспособную сумму – до 26 тысяч рублей в месяц. При этом водителей готовы даже самостоятельно обучать, хоть по программе повышения квалификации, так и «с нуля».
Кроме этого, по данным начальника отдела организации перевозок транспортного комитета Кирилла Петренко, до сих пор около 25 процентов территорий петербургских районов и городов-спутников находятся, по определению чиновника, в ситуации «транспортной дискриминации». Там не хватает как разработанных маршрутов, так и выделенных машин. Наиболее остра эта проблема в Приморском, Колпинском, Пушкинском районах, а также в Ломоносове. Жилье здесь строится очень быстрыми темпами, а транспортники за строителями просто не успевают.
Другой головной болью перевозчиков являются нелегалы на рынке – те, кто не попал в список избранных по городскому конкурсу на обслуживание социальных маршрутов. На более чем 5 тысяч официальных машин приходится около 700 незаконных. Они отбирают и пассажиров, и серьезную часть дохода компаний, за счет установки «демпинговых тарифов» - им нет нужды тратиться на врачей, которые должны осматривать водителей до и после рейсов, машины они чинят самостоятельно, паркуют их зачастую под собственными окнами, так что дополнительных затрат у них нет.
Логично, что никаких гарантий пассажирам никто в этом случае не дает. Какой-либо официальной статистики по тому, сколько именно ДТП происходит с участием тех транспортных средств, что берутся возить людей без разрешений, нет. Однако нет и сомнений, что весомая часть из 60 происшествий с общественным транспортом, зафиксированных в этом году, на счету нелегалов. По данным и.о. начальника 4-го Отделения ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Константина Юрченко, в ДТП пострадали 87 человек, 9 – погибли. Впрочем, в УГИБДД утверждают, что эта информация касается только легальных участников движения.
Соцтакси, вези-вези
Есть в городе и те, кому проблемы транспортников фактически незнакомы. Назвать их «счастливчиками» нельзя. Речь о людях, ограниченных в передвижении. Колясочник в редких случаях может попасть в обычный автобус, да и транспорта, приспособленного для этих людей, как ни странно звучит, много быть не должно. По словам Кирилла Петренко, в мире очень мало стран, где весь транспорт приспособлен для инвалидов и маломобильных жителей. По большей части этот сектор рынка отдается в частные руки, но под эгидой официальных властей. То же самое в прошлом году (в таком масштабе – впервые в России) решили попробовать на петербургских дорогах. Уже почти год в городе работает «социальное такси». Попытку уже считают успешной. Ежедневно до 180 человек имеют возможность «выйти в люди». Конечно, пока всех желающих в тот же день отвезти невозможно – на этом поле работают только 14 компаний. И только для ограниченного круга лиц, который будет расширен в ближайшие два года. Меж тем, специальных машин, снабженных подъемниками для колясок в сети такси всего две, обещают приобрести в ближайшее время пять новых, но потребности это не покроет.
Впрочем, есть и ободряющие данные: количество выполненных заказов за год выросло почти на 50 процентов. К перевозчикам, что уже работают на маршрутах, готовы присоединиться новые. В частности, члены некоммерческого партнерства «Таксомоторный парк Санкт-Петербурга». Одно только печально – ситуация на рынке диктует свои правила, и тарифы для пассажиров пришлось несколько поднять. Сейчас инвалид платит от 2 рублей 38 копеек до 2 рублей 79 копеек за километр в зависимости от оборудованности машины. Это всего лишь 10% от полной стоимости. Остальные 90% погашает городской бюджет. Сейчас в Комитете по труду и социальной политике, по словам его руководителя Александра Ржаненкова, принимаются предложения по расширению списка мест, куда «социальное такси» сможет отвезти. На сегодняшний день в базе более 3,5 тысячи адресов. Возможно, к ним добавят еще места культа – кладбища и религиозные заведения, а также, по просьбе ветеранов, школы.
У грузоперевозчиков тоже голова болит
У грузоперевозчиков – свои проблемы. Поправки к Административному кодексу РФ серьезно ужесточили наказание за нарушение правил дорожного движения. В сотни раз увеличены штрафы за превышение установленных габаритов груза или нагрузки на ось. Теперь водителя могут лишить «прав» на срок до 6 месяцев, а предприятию придется платить штраф от 400 до 500 тысяч рублей.
Штрафы, по мнению грузоперевозчиков, нереальные. Уплатив пару раз по 500 000 рублей, можно и обанкротиться! А водителя могут лишить права на работу на 6 месяцев. Но это ведь не его обязанность - проверять груз на соответствие новым правилам, он за это не должен отвечать.
«Мы выпадаем из отработанной годами схемы», - сетует Иван Заметалин, член Совета по координации транспорта, генеральный директор ООО «Матрален». По его мнению, если грузы начнут возить на «КамАЗах», то на дорогах будет в два раза больше машин. Сегодня при всем желании невозможно выполнить закон, а спасает лишь то, что процедура штрафования не отработана. Пока что рассылаются письма по всевозможным инстанциям.
По мнению представителя регионального Совета АСМАП Валерия Волкова, перевозчики вынужденно становятся нарушителями. А нарушение может привести к прекращению деятельности компании-перевозчика. Проблему надо решать в комплексе, считает Валерий Волков. И просчитывать ходы как в шахматах, а не пытаться избавиться от плохих дорог подобными методами. Тем более, что причинно-следственной связи между разбитыми дорогами и тяжелыми грузовиками нет.
Преждевременными изменения считает и генеральный директор АТП №15, член Союза перевозчиков Вячеслав Андреев. «До этого в СМИ комментировались проблемы ПДД, но не проблемы грузоперевозок. Это явилось для нас полной неожиданностью. Как исполнять нормы – неясно. Инструкция устарела. Начиная перевозку, мы уже становимся нарушителями. Необходимо приостановить действие санкции», - такова его оценка сложившейся ситуации. Он предложил журналистам такое сравнение: допустим, завтра примут закон, по которому будут отбирать «права» за превышение вредности выхлопных газов!
Грузоперевозчики прогнозируют рост цен на стройматериалы и строительство в целом, ухудшение экологической ситуации и пробки на дорогах. Они считают нововведения нелогичными, так как во всем мире количество перевозимых автомобилями грузов увеличивают и только у нас в стране поступают по-своему.
Ксения Потеева,
Александр Захаров
Фонтанка.ру
Чиновники мечтают, перевозчики жалуются
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ