В минувшую субботу в эфир «Первого канала» после продолжительного перерыва вернулся Михаил Задорнов – один из символов и корифеев «нового русского юмора». Многомиллионной аудитории «первой кнопки» была представлена телеверсия недавно прошедшего концерта известного артиста, анонсированная как презентация его новой программы. На деле, правда, выяснилось, что никакого свежего материала зрители от мэтра не получили, однако на фоне размышлений о специфике современного телевизионного юмора, на которые подтолкнуло увиденное шоу, это уже не казалось важным.
Сам Задорнов в течение всех 90-х занимал в эстрадно-юмористическом цехе несколько промежуточную позицию, находясь между двумя полюсами – Жванецким и Хазановым, с одной стороны (т.е. авторами, ориентированными на более-менее интеллигентную аудиторию), и Петросяном и «Аншлагом» - с другой. Артисты, подобные Геннадию Хазанову, особым спросом на телевидении в прошлом десятилетии не пользовались – уж слишком беззубым, обтекаемым и корректным был их юмор. К слову, не особо успешно вписываются они и в современные реалии. Когда несколько лет назад тот же Хазанов представил публике абсолютно новую программу, аудитория ее, что называется, не приняла. Аналогична и судьба Михал Михалыча Жванецкого, на концертах которого зрители нередко отвечают на новые монологи гробовой тишиной.
Зато для «смехачей» из театра Петросяна или же из «Аншлага» в «лихие 90-е» наступила золотая пора: бесконечные гастроли по российским городам и весям, интенсивности которых позавидовала бы группа «Ласковый май», полные стадионы гогочущих граждан, лучшие часы телеэфира на главных каналах страны. Примерно к 2001 году Петросян и Ко появлялись на телеэкранах едва ли не чаще президента Путина. В то время, заметим, еще не было ни «Дома 2», ни Ксюши Собчак (в ее сегодняшней ипостаси), а посему Евгений Ваганович и его коллеги стали для интеллигентной части аудитории подлинным воплощением пошлости и бескультурья.
Постепенно зрители стали уставать от засилья «аншлаговых» артистов, фактически, монополизировавших нишу юмористической эстрады. Причины этого крылись отнюдь не в духовно-нравственном преображении российской публики. Просто вошедший в 21-ый век народ отказывался воспринимать заскорузлый юмор 90-х, выстроенный на неуклюжих шутках о «новых русских» и депутатах. На какое-то время прежних кумиров заменил неутомимый пародист Максим Галкин, лет этак на пять ставший всероссийским тамадой на новогодних телепразднествах.
Но ничто, как известно, не длится вечно, и телеэфир заняли герои нового времени – молодые артисты из «Comedy Club», целиком и полностью отвечающие духу своей эпохи. Циничные, предприимчивые, напористые, «гламурные подонки» из мегапопулярного стэнд-ап шоу разом ввели собственные представления о прекрасном и смешном. Их завернутый в глянцевую упаковку юмор, по степени «отвязанности» не сопоставимый ни с выступлениями Петросяна, ни с оргиями «Аншлага», публика восприняла на ура. Еще бы: в эпоху, лозунгом которой стал призыв «Больше гламура!», прикоснуться к заветному миру VIPов хочет любая доярка. При этом никто почему-то не вздумал кричать о пошлости и непристойности. Еще бы – вмиг объявят тебя немодным, «неврубающимся», или, что самое страшное сегодня, негламурным.
О невероятной успешности нового телевизионного юмористического формата свидетельствует хотя бы тот факт, что ныне практически любой комедийный телепроект так или иначе – на уровне жанра или же общей стилистики – напоминает нам о «Comedy Club». Это относится, в том числе, и к довольно популярному скетч-шоу «ТНТ» «Наша Russia», подарившему прогрессивной части населения перлы про «секаса не хватает» и футбольный клуб «Газмяс», и к маргинальному «Бла бла шоу» на «Рен ТВ», переперченный юмор которого подавался зрителю исключительно с обилием цензурных «бипов».
Сами участники «Comedy Club», устав от непрекращающегося марафона телевизионных съемок и гастролей, отпахав свое на «корпоративках», очень быстро стали задумываться о своей дальнейшей судьбе. Так, Гарик Мартиросян подался в проект «Первого канала» «Минута славы». Вадим Галыгин, отколовшись от «Камеди», отправился в качестве члена жюри на программу «СТС зажигает суперзвезду» - местный вариант «Фабрики звезд». Наконец, Павел Воля (тот самый «гламурный подонок»), уже успев за свою недолгую карьеру в шоу-бизнесе поругаться с самой А. Б. Пугачевой (которой не понравилось, как юморист объявил на конкурсе «Новая волна» в Юрмале выход Филиппа Киркорова), подвязался вести вместе с Владимиром «Динамитом» Турчинским сомнительное шоу «Смех без правил» на «ТНТ». О работе резидентов «Comedy Club» на ниве рекламы можно и не говорить, молчу – ибо лица этих артистов зритель и так видит по сто раз на дню в телевизионных роликах, на постерах и рекламных щитах. Словом, медийные персоны начали сольную карьеру. Куют железо, пока горячо.
Из всех прежних героев эстрады подобную смену эпох лучше всего пережил предприимчивый Михаил Задорнов. Артист обновил имидж, отрастив стильную бороду и сделав себе голливудскую белозубую улыбку, сменил «совковые» костюмы на донжуанские открытые рубахи и ввел в тексты своих выступлений десяток «трендовых» тем и словечек. Как результат – телеэфир по-прежнему подвластен Задорнову. И это в то время, когда Петросян с Дубовицкой, попавшие в настоящую информационную блокаду, появляются на экране лишь урывками.
Однако субботний концерт Михаила Николаевича показал: сатирик все же безнадежно отстал от своего времени. Юмор – вещь скоропортящаяся. Кто не верит, попробуйте развеселиться под выступления Р. Карцева и однофамильца автора статьи В. Ильченко. Извечные задорновские монологи на тему «Ну американцы тупые!» или «Только наш человек может...» были смешны лет этак десять назад. Сейчас шутка о том, что американские полицейские ходят по двое, потому как один из них умеет читать, а другой писать, уже «не проходит». Даже заводя речь на актуальные темы (например, о нелегкой судьбе олигархов), Задорнов в своем выступлении невольно прибегал к архаичной и ныне диковинно смотрящейся жаргонной лексике 90-х, словно говорил не об обитателях Рублевки, а о «конкретных пацанах».
И все же в концерте известного сатирика было место сюрпризам. Во-первых, Задорнов, начав распространяться на излюбленную им тему «дебильности» текстов современной поп-эстрады, не моргнув глазом, процитировал (в качестве наглядного примера) одну из песен Юрия Шевчука. Последнего, согласитесь, никак нельзя упрекнуть в незнании норм русского языка. Хотелось бы поэтому пожелать Михаилу Николаевичу более тщательного отношения к выбору материала.
Во второй раз ход довольно вялого выступления старика был нарушен, когда Задорнов, не на шутку разозлившись, внезапно стал читать гневную отповедь в адрес всех журналистов, якобы поражающих его своей безнравственностью. При этом работники СМИ именовались разбушевавшимся артистом весьма нелестным словом «журнашлюшки», публичное употребление которого вполне тянет на статью 130 УК РФ - «Оскорбление». Пошумев, юморист сменил гнев на милость и даже признал: есть среди журналистской братии и достойные люди. И на том, как говорится, спасибо.
Кажется, лидер группы «Гражданская Оборона» Егор Летов сказал как-то в одном интервью, что, мол, сложно сейчас смешить и смеяться самому, потому как время настало несмешное. Если согласиться с легендарным музыкантом, то Задорнова и его коллег по цеху остается только пожалеть: дальше ведь, судя по всему, будут еще менее смешные времена.
Сергей Ильченко-мл.
Над кем смеетесь?
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ