Впервые в истории российского правосудия Совет судей отклонил представление начальника судебного департамента при Верховном суде РФ. Представление касалось назначения на пост начальника Ленинградского областного управления СД. Однако кандидатура экс-главы петербургского управления службы судебных приставов Игоря Зуева пришлась членам совета не по вкусу.
И знать не хотят
Кандидатура начальника управления судебного департамента проходит согласование по двум направлениям: по линии судейского сообщества в лице Совета судей и по линии судейского чиновничества в лице соответствующего департамента. Смысл этих процедур сводится к тому, что третья власть требует для своих хозяйственных нужд добросовестного чиновника. Департамент подбирает кандидатуру, которая проходит согласование в администрации президента РФ, и предлагает ее председателю регионального суда и Совету судей. Они, в свою очередь, решают, подходит им человек или нет. До сих пор авторитет главы государства был непререкаем для всех ветвей власти, и принятие кандидата, одобренного аппаратом ВВП, был делом самим собой разумеющимся. Но сегодня вышло иначе.
Как стало известно «Фонтанке», представление главы департамента Александра Гусева было направлено из Москвы прямиком на заседание Совета судей, минуя кабинет председателя Ленинградского областного суда Ирины Лодыженской. Возможно, роковую роль как-то сыграл именно этот факт. А, может быть, и то обстоятельство, что такой человек в качестве начальника не устраивал очень многих в самом областном управлении судебного департамента.
Так или иначе, у корреспондента «Фонтанки» возникло впечатление, что кандидатура Зуева пришлась в Управлении не ко двору с самого начала. Как не хотели там произносить эту фамилию всуе месяц назад – во время визита в северную столицу Александра Гусева, так не хотят говорить и слышать сегодня.
– Мы не уполномочены давать какую-либо информацию никому, обращайтесь к исполняющему обязанности начальника Сергею Бухарову, - сказали, как отрезали, на вопрос корреспондента «Фонтанки» о результатах заседания Совета судей в пресс-службе Управления.
– Я бы не хотел давать вам эту информацию, обращайтесь со всеми вопросами к председателю совета судей Ирине Подносовой, - ответил исполняющий обязанности начальника областного управления СД Сергей Бухаров. А затем также отказался комментировать решение Совета, сославшись на отсутствие полномочий.
Крылья... Ноги... Главное - деловая репутация!
Впрочем, это и не удивительно, учитывая деловую репутацию, которую Игорь Зуев заработал в околосудейских кругах в свою бытность главным судебным приставом Петербурга. Пост свой он оставил «по собственному желанию» в марте 2005-го года. Правда, его заявлению предшествовала проверка деятельности городского управления федеральной службы судебных приставов контрольным департаментом полпредства президента по Северо-Западу. Этой проверкой в работе ССП был выявлен ряд нарушений – от продажи конфиската по заниженной стоимости и нецелевого использования средств фонда развития службы до выдачи доверенностей на арест имущества юридических лиц неким частным силовым структурам.
Именно во время трудовой деятельности Игоря Зуева на посту главного пристава в северной столице разгорелся скандал с переделом предприятий при поддержке юристов: с рассмотрением судами дел о взыскании неких «долгов» и стремительным вмешательством приставов, сопровождаемых отрядами ребят крепкого телосложения.
Осенью 2005-го года по результатам проверок горпрокуратура возбудила 12 уголовных дел по фактам превышений приставами служебных полномочий, вымогательств и получений ими взяток. А полпред Илья Клебанов направил в Минюст информационное письмо с просьбой освободить от занимаемых должностей около полутора десятков руководителей ССП и главного управления юстиции по Петербургу. Значился в этом списке и Игорь Зуев, на место которого вскоре заступил Владимир Еременко, вышедший на пенсию в апреле этого года.
С облегчением!
Можно считать этот подзаголовок поздравлением, адресованным весьма внушительной кадровой прослойке в судебном чиновничестве области, а можно – характеристикой того, как вздохнули все представители этой самой прослойки, получив известие о полученном Игорем Зуевым отвороте. Суть от этого не меняется: третья власть – впервые в новейшей истории нашего государства – проявила свою самостоятельность и независимость. По крайней мере – в выборе человека, который должен удовлетворять ее хозяйственные нужды.
Павел Горошков,
Фонтанка.ру