Прошло семь лет после того, как сотовая связь появилась в петербургском метро. Теперь поболтать по мобильнику можно на любой станции метрополитена. Крупнейший проект по «телефонизации» петербургской подземки «большой тройкой» завершен, и можно задумываться о дальнейших шагах.
Напомним, что первым петербургским и одновременно первым российским оператором, спустившимся под землю, стал Северо-Западный филиал «МегаФона» (тогда – ЗАО «Северо-Западный GSM»). В мире это пятый оператор, который сделал сотовую связь доступной в метро – это произошло летом 1999 года, когда базовые станции были установлены на трех пересадочных узлах: «Технологический институт», «Невский проспект»/«Гостиный Двор» и «Площадь Восстания»/«Маяковская». Летом 2004 года были завершены работы на всех станциях метро. Таким образом, на то чтобы охватить все петербургское метро крупнейшему петербургскому оператору понадобилось пять лет.
«Мобильные ТелеСистемы» - второй оператор «большой тройки» объявил о запуске услуг в петербургском метро ровно год спустя после старта наземной сети в 2002 году. Тогда базовые станции МТС заработали на шести пересадочных станциях. Компания завершила покрытие своей сетью всех станций петербургского метрополитена в 2005 году.
Третий оператор - компания «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») вышел «на связь» в метрополитене через полгода после своего старта в Северной столице в 2003 году. Первыми станциями, охваченными «Билайном», стали «Сенная площадь», «Маяковская» и «Технологический институт». В августе этого года компания объявила о завершении работ по охвату всех станций.
Установить сотовую связь в метро, особенно таком, как петербургское, дело хлопотное. Мало того, что работы по установке базовых станций можно проводить только ночью, так к тому же ретрансляторы ни в коем случае не должны мешать движению поездов. Прибавьте сюда глубину петербургского метро, которое, кстати, является самым глубоким в мире, и вы оцените масштаб работы, проделанной операторами. Другой вопрос, насколько это было целесообразно?
В принципе, все операторы соглашаются с тем, что петербуржцы пользуются связью в метро очень дозировано. Как заявили в пресс-службе «Мегафона», ни разу не было случая, когда базовые станции компании в метро были хоть сколько-нибудь перегружены. А в «Билайне» корреспонденту «Фонтанки» заявили, что в метро, в основном, отправляются sms-сообщения. Как пояснили в пресс-службе компании, это вполне естественно, так как для разговоров слишком шумно.
«Есть только три станции, где наблюдается довольно высокий объем голосового общения, это «Технологический институт», «Невский проспект» и как ни странно «Лесная», - заметили в пресс-службе «Билайна».
Так что установление связи на станциях метро для операторов «большой тройки» - проект во многом имиджевый. Что, впрочем, не мешает компаниям рассуждать о дальнейших шагах по освоению петербургской подземки, то есть установке связи в перегонах.
Надо отметить, что попытки установить связь в тоннелях уже были. Так, «Мегафон» устанавливал тестовую связь на участке «Невский проспект» - «Сенная площадь». Для охвата этого перегона был проложен кабель. Однако в дальнейшем компания не стала развивать этот проект. О том, что связь в тоннелях возможна, заявляют и другие компании, однако здесь есть ряд сложностей.
«Главная проблема для петербургского метро - это шум. У нас очень шумно даже на станциях, а про поезда и речи не идет. Поэтому проводить связь в тоннелях сейчас нецелесообразно», - сообщили в пресс-службе «Билайна». Однако, как заметили в пресс-службе, если только в поездах петербургской подземки будет улучшена звукоизоляция, то компания готова заняться освоением тоннелей. Такую позицию занимают и другие операторы. Так что любителям говорить по мобильнику в метро придется подождать выхода на линию звукоизолированных вагонов.
Антон Канарейкин,
Фонтанка.ру