Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество От Петербурга до Таллина (фото)

От Петербурга до Таллина (фото)

330

Восемь часов на автобусе отделяют Петербург от Таллина. Когда-то это был способ провести ленинградский выходной, а теперь нужны виза и обмен валюты. Заграница на все сто процентов, европейская страна, в которой, кажется, уже ничто не напоминает о десятилетиях в составе СССР.

28-летний мэр Таллина Юри Ратас не говорит по-русски, как и большая часть чиновников из городской управы, да и всех жителей города. Как и новый президент всей Эстонии Тоомас Ильвес, избранный в минувшую субботу (несмотря на то, что, по данным СМИ, его мать и бабушка родом из Петербурга).

Впрочем, это не удивительно: почти треть населения Таллина – молодые люди, которым еще не исполнилось 30 лет. Из 400 тысяч человек, проживающих в городе, 47 тысяч ходят в школу, а 17 тысяч – в детские сады. А знаменитой «певческой» революции, фактически ознаменовавшей выход Эстонии из Советского Союза, скоро будет 20 лет.

Возможно, именно благодаря молодости общества в Таллине так быстро прижились современные технологии: электронная парковка и цифровой билет для проезда в общественном транспорте – оплачиваемые через мобильный телефон, электронные системы в учреждениях здравоохранения, 40 зон WiFi – бесплатного беспроводного доступа в интернет: на площадях, в парках, на пляжах.

С помощью цифровых технологий решается и проблема домашних и бездомных животных, актуальная и для Петербурга. С 1 августа этого года всем таллинским собакам вживляется микрочип, зарегистрированный в единой системе. Следит за этим муниципальная полиция. Как и в нашем городе, в Таллине открыт приют для бродячих собак и кошек.

Велосипед – транспорт молодых. Примерно седьмая часть всех дорог (940 километров) – это велосипедные дорожки (142 километра), но этого городу мало: хотят довести до половины. В то время как в нашем городе только-только поднимается вопрос о введении велосипедных дорожек. Иногда даже сам мэр Таллина садится на велосипед, чтобы контролировать транспортную ситуацию и с этой стороны.

Да и вообще, добраться до пункта назначения на велосипеде в Таллине, как правило, быстрее, чем на машине или трамвае. Это выяснилось в результате эксперимента, который провели городские власти, разрабатывающие способы борьбы с автомобильными пробками. А пробки есть, правда, по словам вице-мэра Ольги Сытник, отвечающей за городское хозяйство, не такие, как в мегаполисах типа Москвы и Петербурга, но и с ними мириться не собираются. Въезд в центр города хоть и не закрыт, как во многих европейских городах, но парковка довольно дорогая – 48 крон в час, то есть около 100 рублей. Не всякий захочет оставлять машину около офиса на весь рабочий день. Прошлая неделя в Таллине была объявлена неделей без автомобиля. Водителям, едущим в город с окраин, предлагалось оставить машины на бесплатных парковках при въезде, а дальше передвигаться на общественном транспорте – также бесплатно. Эта инициатива даже вызвала недовольство у «бесколесных» горожан: для них-то платный проезд в транспорте не отменили. А 22 сентября в Таллине, как и во многих европейских городах (но не в Петербурге!), стало днем без автомобиля: движение транспорта в центре было запрещено, зато на улицах проходили праздничные мероприятия и концерты.

Еще один средством против пробок в Таллине считают трамвай. Именно он, по мнению администрации, лучше всего сможет соединить западную и восточную части вытянутого вдоль побережья города, а также свяжет центр и аэропорт. Сейчас проект находится в стадии проработки: изучается рентабельность, изыскиваются средства, в том числе в Евросоюзе. В Петербурге трамвай тоже собираются возродить, правда, по словам первого заместителя председателя комитета по транспорту Петербурга Николая Константинова, для городской казны он дороговат.

В дорожном хозяйстве, по словам вице-мэра Ольги Сытник, для Таллина интересен петербургский опыт строительства КАД и Орловского тоннеля. Еще одну технологию – экологическую – эстонцы уже решили позаимствовать у нас: установить в прибрежной зоне Балтийского моря буйки, регистрирующие загрязнения, – такие же, как стоят в Неве. Вообще, море – это то, что нас соединяет. В прямом смысле: после открытия пассажирского порта на Васильевском таллинцы планируют пустить паром.

Вероятно, это будет довольно большое судно, рассчитанное на 1,5-2 тысячи пассажиров, которое сможет преодолевать расстояние между городами за 6-7 часов. Тогда появится альтернатива единственному пока транспорту, связывающему сейчас Петербург и Таллин, – автобусу. Вопрос о развитии железнодорожного сообщения поднимался во время визита министра транспорта России Игоря Левитина в министерство экономики Эстонии. По словам Януса Мутли, вице-мэра Таллина, отвечающего за транспорт, оба министра были оптимистичны.

Вода, кстати, – это и то общее, что есть у таллинской и у крупнейшей питерской тюрьмы – Крестов. И обе тюрьмы от этой воды уезжают. Таллинская, располагавшаяся в историческом здании на самом берегу моря, уже переехала под Тарту. Теперь решается вопрос о том, какое учреждение займет освободившиеся помещения. В числе претендентов – Академия искусств. Наши же подследственные все еще смотрят из окон историко-архитектурного памятника на невскую воду. Однако вопрос переезда уже точно решен. Куда – станет известно в ближайшее время.

У таллинцев особое отношение к побережью. Многие годы море было закрыто от горожан промышленными зонами. Теперь же городские власти стремятся открывать берег, строить там набережные для прогулок, ставить памятники, такие, например, как памятник русалочке. Сейчас горожане и туристы могут гулять по 30-километровой прибрежной зоне, и каждый год планируется открывать вдоль моря хотя бы по одной дорожке. Примерно через два года в Таллинском заливе поставят огромный памятник герою народного эстонского эпоса Калевипоэгу, легенды о котором связаны с морем. Напомним, что в Петербурге огромного церетелиевского Петра I тоже разместили около залива.

Петра I в Таллине, между прочим, помнят. Он бывал там, посадил парк, и как раз эти части парка, заложенные царем, городская администрация планирует восстановить к 2018 году – 300-летию, как водится, основания. Озеленение – это проект, который Таллин выводит на международный уровень. Как подчеркивают в городской администрации, к нему присоединились уже более 40 европейских городов. Другой крупный проект называется «Культурная столица Европы». Этот титул Таллин надеется получить в 2011 году вместе с Турку.

Таллин, как и Петербург, туристический город. Даже больше, чем Петербург. За прошлый год его посетили около 3 миллионов туристов, причем около половины из них – из Финляндии, и 78 тысяч человек – из России. А в Петербурге за весь 2005 году насчитали 2 миллиона иностранных и 1,5 миллиона российских туристов (за тот год количество туристов сократилось на треть). Это при том, что северная столица России по числу жителей в 10 раз превышает столицу Эстонии.

Несмотря на то, что отношения между Эстонией и Россией считаются не самыми крепкими, первыми иностранными журналистами, с которыми встретился мэр Таллина (произошло это на прошлой неделе), стали петербургские журналисты. Был среди них и корреспондент «Фонтанки».

Промышленные и торговые связи между Петербургом и Таллином также постепенно налаживаются. Для петербуржцев это проявляется, например, в том, что знаменитые эстонские молочные продукты можно купить в гипермаркетах, а шоколад и марципаны появились в сетевых универсамах в каждом районе. А в Таллине уже несколько лет подряд проходят деловые и культурные «Петербургские встречи». В этом году они пройдут с 28 по 30 сентября.

Фонтанка.ру
Фото Ольги Первушиной

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях