Введение в России с 1 июля более системы оплаты услуг по принципу «платит тот, кто звонит» (Calling Party Pays, CPP), принятой во многих странах мира, сопровождалось различными прогнозами относительно масштабов роста расходов россиян на сотовую связь. Каково отношение россиян к этим нововведениям решил выяснить Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) спустя неделю после введения CPP.
В ходе соцопроса, проведенного 8-9 июля среди 1600 респондентов в 153 населенных пунктах в 46 субъектах РФ, выяснилось, что введение CPP никак не отразится на «мобильной» активности 51% опрошенных, 23 % респондентов собираются экономить, 11% участников опроса заявили, что эти нововведения никак не затронут их, при этом 6% предполагают, что будут разговаривать по сотовому еще больше.
Согласно результатам опроса, мобильные телефоны есть у 66% российских семей. Что касается расходов, то 63% опрошенных считают свои расходы на мобильную связь незначительными для семейного бюджета. Действительно, 34% семей расходуют на разговоры по мобильному менее 300 рублей в месяц, 33% - от 301 до 500 рублей и 17 % - от 501 до 1000 рублей. Затраты от 1001 до 3000 рублей приходятся на 10% респондентов, а свыше 3000 рублей в месяц – на 1% опрошенных.
В ходе опроса ВЦИОМ выявлена следующая закономерность: чем выше уровень образования респондентов, тем больше их расходы на сотовую связь. Так, расходы свыше 500 рублей характерны для семей 38% респондентов с высшим и незаконченным высшим образованием и лишь для семей 6% опрошенных с образованием ниже среднего.
Любопытным было и мнение россиян о последствиях для их кошелька от введения принципа CPP. Согласно этому принципу, платить за входящие звонки, в том числе, с городских телефонов на сотовые, теперь должна вызывающая сторона – «платит тот, кто звонит».
Накануне вступления в силу принципа СРР в интернете был брошен клич провести акцию протеста – в отместку сотовым компаниям, пользующимся случаем для повышения тарифов, на целый день 1 июля отключить сотовые телефоны. ВЦИОМ выяснил, что в ней участвовали лишь 2% опрошенных абонентов сотовых сетей, 19% об этой акции слышали, но не участвовали в ней, а большинство, 77%, - вообще, ничего о ней не знает, сообщили «Фонтанке» в пресс-службе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.