Сегодня на Ленинградском вокзале Москвы состоялась презентация электронного билета, сообщили «Фонтанке» в пресс-службе ОЖД.
Его технология разработана при участии Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта и утверждена ОАО "РЖД" как пример оформления железнодорожных проездных документов через интернет.
Как заявил вице-президент ОАО "РЖД" Михаил Акулов, "компания не замыкается на железнодорожных билетах, а будет работать и с авиаперевозчиками, чтобы интермодальный сервис стал реальностью".
Оформить "электронный билет" пока можно только на поезда маршрутов Октябрьской железной дороги, а с января 2007 года эта технология будет внедрена по всей сети железных дорог.
Технология базируется на интеграции сайта "УФС" с АСУ "Экспресс-3" и позволяет клиентам ОАО "РЖД" приобретать билеты на поезда дальнего следования со своих компьютеров через Интернет.
Пользователь имеет возможность:
- выбрать маршрут следования, дату отправления и количество мест,
- знакомиться с информацией о стоимости услуг и временем получения проездных документов,
- выбрать поезд, исходя из личных предпочтений и маршрута следования,
- ознакомиться с маршрутом следования выбранного поезда,
- узнать ориентировочную стоимость проезда,
- в выбранном ранее поезде определиться с вагоном, исходя из требований к местам.
Если все условия поездки удовлетворяют пользователя, он вводит свои паспортные данные (данные документа, удостоверяющего личность), необходимую контактную информацию и, если необходимо, информацию по доставке билета.
Далее система:
- запрашивает параметры пластиковой карты пользователя, произведя проверку которых (на наличие необходимой суммы и т.д.) блокирует необходимую сумму на карте пользователя
- направляет сформированный пользователем запрос билетному кассиру на терминал, где кассир проверяет корректность введенных пользователем данных и пересылает их в систему АСУ "Экспресс-3".
При успешном сеансе пользователь одновременно с билетным кассиром получают ответную информацию о билете из системы АСУ "Экспресс-3".
В билете отображается вся необходимая информация:
· номер поезда,
· дата отправления,
· тип вагона,
· количество мест,
· вид документа,
· маршрут следования,
· номера мест,
· номер и серия бланка очередного проездного документа, учет которых ведется в системе ООО "УФС" и системе "Экспресс-3"
· сумма, и т.д.
Далее создается электронное письмо, информирующее пользователя о произведенной покупке.
Пионерами внедрения электронного билета на транспорте были авиакомпании, начавшие активно использовать e-ticket с конца 1990-х годов. Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в США до 90% перевозок продается с использованием электронных билетов, электронный билет используется на 140 европейских маршрутах, к 2007 году 100% европейских перевозок будет осуществляться с использованием электронного билета.