До нового года цены на бензин не вырастут. Такое решение после встречи с министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко приняли вчера шесть ведущих российских нефтяных компаний. Как сообщили в пресс-службе минпромэнерго, руководители «ЛУКОЙЛа», ТНК-ВР, «Роснефти», «Сибнефти», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти» согласились стабилизировать цены на бензин без всяких предварительных условий, не дожидаясь каких-либо решений правительства. Стоит отметить, что еще до совещания в министерстве руководство «ЛУКОЙЛа» заявило о том, что фиксирует цены на бензин и дизельное топливо на собственных АЗС во всех регионах России.
Цены на бензин в Петербурге, скорее всего, не вырастут до конца года. Решение шести ведущих нефтяных компаний России о фиксации цен на бензин, которые они приняли на совещании с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко вчера вечером, отразится и на внутреннем рынке Петербурга.
Первый вице-президент Российского топливного союза, президент НП «Нефтяной клуб Петербурга» Олег Ашихмин заявил сегодня, что «это очень положительный момент отношения бизнеса и государства». В Петербурге работают 5 из этих компаний: «Лукойл», «Татнефть», «Славнефть», «Сибнефть» и «Сургутнефтегаз». Кроме того, по мнению Олега Ашихмина, к ним присоединятся западные компании, работающие в Петербурге – Shell и Neste.
Однако независимых топливных операторов, доля которых в Петербурге составляет 62,8%, интересуют подробности соглашения между вертикально интегрированным компаниями (ВИНКами) и государством. По словам Олега Ашихмина, необходимо точно знать, что именно зафиксируют ВИНКи: оптовые цены или только розничные цены на собственных АЗС. А это, как оказывается, приведет совершенно к разным последствиям.
Решением проблемы, по мнению независимых операторов, является как раз фиксация оптовых цен. В таком случае рост цен на АЗС будет остановлен без ущерба для розничных продавцов нефтепродуктов. Впрочем, по словам Олега Ашихмина, нефтяным компаниям несложно было пойти на этот шаг: к осени все квоты на экспорт нефти, как правило, уже исчерпаны, и на нефтеперерабатывающие заводы внутри страны идет больше сырья. В результате образуется достаточное количество нефтепродуктов, и в ноябре-декабре оптовые цены падают. В январе-феврале на рынке также царит затишье, а очередное повышение цен происходит уже в марте-апреле.
Если же речь шла только о фиксации цен на АЗС, принадлежащих ВИНКам (а в Петербурге их всего 37,2%), то это прямой путь к переделу рынка, говорит Олег Ашихмин. При такой фиксации отпускные цены на бензин все равно будут расти. Это означает, что более 60% операторов будут работать себе в убыток, так как не смогут поднять розничные цены выше зафиксированных ВИНКами – иначе к ним просто никто не поедет заправляться. Такая ситуация крайне невыгодна для Петербурга, где розничной продажей бензина занимается 28 компаний (включая ВИНКи), причем разброс в ценах на топливо между ними достигает 1 рубля (за литр). Если же число игроков в результате передела рынка уменьшится, то возможна ситуация, когда 3-4 компании договорятся и установят одну общую цену на бензин. И никто не знает, насколько высокой она будет. Независимые топливные операторы не смогут компенсировать свои убытки и за счет дополнительных услуг, так как в России магазины и мойки при АЗС не пользуются такой популярностью, как в других странах. Если за рубежом продажа сопутствующих товаров приносит 40-60% дохода от эксплуатации АЗС, то у нас – не больше 10-12%. Олег Ашихмин говорит, что этот вариант развития событий неизбежно придет к прямому противостоянию между ВИНКами и независимыми топливными операторами, и правительство это не поддержит однозначно.
Ашихмин говорит, что правительство впервые так серьезно отнеслось к ситуации сложившейся на топливном рынке. Еще весной эксперты прогнозировали, что цены на бензин к концу года могут вырасти до 20 рублей за литр. С того времени начались постоянные консультации Российского топливного союза в минпромэнерго и в Федеральной антимонопольной службе. В процессе обсуждения высказывались самые разные предложения. Нефтяные компании предлагали уменьшить налог на добычу полезных ископаемых, что позволило бы снижать цены на нефть внутри страны. Правительство и министерство экономики прорабатывало вариант увеличения экспортной пошлины, что, скорее всего, и будет сделано. Со стороны антимонопольного ведомства было предложение по поводу биржевой торговли. Это предложение поддерживают и независимые топливные операторы, но, как говорит Ашихмин, этом механизм может работать только при желании выйти на биржу у владельцев сырья и нефтепродуктов. А они не хотят выставлять их на биржу, т.к. весь объем продукции скупается сразу на выходе с завода, и избытка нет. Рассматривался и вариант вывода из Госрезерва какого-то объема нефтепродуктов на рынок. Но после того, как представитель госрезерва доложил, что может выделить лишь 2% запаса, вариант отпал - для рынка это никакой роли бы не сыграло.
Вопрос так и остался не решенным. Но когда в сентябре цены пошли резко вверх, то пришлось предпринимать уже конкретные действия. По словам Ашихмина, владельцы АЗС не заинтересованы в повышении розничных цен на бензин, так как это приводит к снижению продаж, но у них не оставалось другого выхода. С начала года оптовые цены выросли на 44%, а розничные – только на 12%. И к началу сентября после резкого повышения отпускных цен операторы АЗС полностью исчерпали все свои резервы рентабельности, что и заставило их поднимать цены на бензин на АЗС.
Мария Мокейчева
Фонтанка.ру