Сегодня, когда сериалы на милицейскую тему поставлены на поток, Андрей Кивинов грозится "завязать" с этой темой. Поменялось время, и порядочные менты "с человеческими лицами" даже для самого Кивинова остались в далеких 90-х годах.
Андрей Кивинов - "родитель" телевизионных ментов и оперов. Именно благодаря ему страна начала фанатеть от полковника Мухомора и обаятельного раздолбая Васи Рогова. Сергей Степашин, будучи тогда министром МВД, даже отметил писателя почетной грамотой "за создание положительного образа сотрудника милиции". Но сегодня, когда сериалы на милицейскую тему поставлены на поток, Андрей Кивинов грозится "завязать" с этой темой. Поменялось время, и порядочные менты "с человеческими лицами" даже для самого Кивинова остались в далеких 90-х годах, когда он впервые рассказал всей России о буднях и праздниках питерского уголовного розыска.
- Успех сериала "Улицы разбитых фонарей" был оглушительным. Его герои были настолько узнаваемы, что казалось, в каждом городе есть свой Казанова и свой Толя Дукалис.
- Мы в одной стране живем, поэтому и похожи. Менталитет общий. Если есть какие-то тонкости, связанные с территорией, то они не более чем тонкости. А в целом опера из разных городов очень похожи.
- Разъясните наконец, к каким сериалам вы имеете непосредственное отношение? А то можно уже запутаться. Тем более что тот же Алексей Нилов или Юрий Кузнецов не устают жаловаться на качество сценариев, к которым, как я понимаю, вы уже никакого отношения не имеете...
- Да, обидно бывает, когда люди подходят ко мне с подобными претензиями. "Улицы разбитых фонарей" - это экранизация первых 25 моих повестей. Потом стали приглашать сценаристов других, и следующие серии (их чуть больше ста) писал уже не я. Но однажды я встречался с одним таким автором, он пришел ко мне со своим сценарием - проконсультироваться. Я прочитал. Спрашиваю у него: "Вы в милиции были?" - "Был. Паспорт получал". - "А почему у вас Ларин представляется то опером, то следователем? Кто он у вас?" - "Он капитан!" Вот он, уровень. Чем разрабатывать новое, проще эксплуатировать старое. Но это неверный подход.
- А как возникла "Убойная сила"?
- А "Убойная сила" возникла в 1999 году, ко мне обратился питерский продюсер с предложением сделать новый сериал. Он писался на Александра Лыкова, который был тогда свободен. Мы стали предлагать сценарий разным компаниям, и ОРТ понравилась эта идея. Начались съемки, но Лыков сниматься не стал, возникли какие-то проблемы с продюсером. Провели кастинг, взяли на роль Алексея Кравченко, но потом поняли, что это не его роль. И тогда в сериал пришел Костя Хабенский. Потом к написанию сценариев подключился мой коллега Олег Дудинцев, и вот уже шесть лет мы работаем исключительно как сценаристы "Убойной силы". В сентябре будет большая премьера "Убойной силы-6", покажут 12 старых серий и 12 новых. Съемки были красочные - в ЮАР и во Франции. Герои все те же - Рогов, Плахов, Любимов, к ним присоединяется еще офицер из полиции нравов в исполнении Михаила Пореченкова.
- А нет идеи написать сценарий, милицейской темы вообще не касающийся?
- По этому поводу уже идут переговоры с одним продюсерским центром. Моя жена (Виктория Шервуд по профессии журналистка, она познакомилась с Андреем Кивиновым, когда пришла брать у него интервью. - И. О.) написала любовный роман с небольшой детективной линией. Его хотят экранизировать, поэтому, скорее всего, буду писать любовный сценарий.
- Что для вас питательная среда? Где вы берете те же сюжеты, героев, характеры?
- Только общение. В четырех стенах сидя, я ничего не смогу написать. Поиск сюжетов происходит абсолютно везде. Я никогда не отказываюсь, когда кто-то предлагает рассказать интересное, при том что это может оказаться интересным только самому рассказчику. Но все равно какие-то необычные зацепки можно найти.
- А вас еще можно удивить?
- Да, конечно! Хотя говорят, что сценарист или режиссер не должен удивлять людей, потому что умные зрители уже ничему не удивляются, поэтому надо их заставлять сопереживать тому, что происходит на экране. Но, может быть, я не такой умный, поэтому мне еще есть чему удивляться.
- Кого из современных авторов читаете с удовольствием?
- Юрия Полякова. Из западных мне нравится манера Роальда Даля - он англичанин, бывший летчик, мало известен у нас. Причем у него встречаются пошловатые рассказы, их я в расчет не беру, а есть рассказы остроумные и интересные именно благодаря логичному, законченному, оригинальному сюжету. И берет он их совершенно из банальных вещей. Я пишу в похожей манере. Окатила меня машина водой. Кажется, ничего особенного, тривиальная ситуация. Но из нее родился рассказ "Испанский башмачок", где описывается, как этот случай сказался на судьбе того, кто облил, и того, кого облили водой. Три моих последних сборника состоят именно из таких рассказов. Издатель мне говорит: "На мой взгляд, самые твои лучшие книги не о милиции. Но с точки зрения коммерции они провальные". Вот вам и парадокс.
- Вы тяжело уходили из милиции?
- В общем-то, да. Очень не хотелось уходить, но атмосфера была тяжелая - 1998 год, начальником ГУВД стал Пониделко, стиль руководства которого меня и многих моих коллег совершенно не устраивал. Вместе мы и ушли. (После назначения на пост министра МВД Анатолия Куликова многих его однокурсников по Орджоникидзевскому военному училищу ожидала блистательная карьера. В том числе и Анатолия Пониделко. - И. О.)
- Сначала люди с восторгом приняли ментов из "Улиц разбитых фонарей", казалось, профессия получила полную реабилитацию. Но сегодня, судя по уже документальным фильмам об "оборотнях в погонах", у общества другой социальный заказ. Мнение о милиции поменялось диаметрально?
- Милиция объективно поменялась, и люди это видят. В первую очередь, на бытовом уровне. У моей жены украли сотовый телефон, она решила сходить в милицию. Я говорю: "Если тебе интересно, сходи". Она вернулась оттуда в шоке. Человек думает о милиции так, как она к нему относится. Поэтому я понимаю, что образы, созданные в той же "Убойной силе", уже можно записывать в музейные экспонаты. Но как бы там ни было, это не значит, что мы должны делать из Васи Рогова очередного "оборотня". Мы снимаем фильмы о нормальных людях.
- Осталось ли понятие милицейской романтики?
- Я спрашивал у преподавателей из школы милиции, сколько выпускников остается в органах. Оказалось, почти все. Вот это загадка, почему идут в милицию молодые ребята, зная о низкой заработной плате и прочих неблагодарностях. Учитывая то, что законодательство изменилось в сторону смягчения, очень тяжело работать. Но в любом обществе есть люди, пусть и небольшая часть, которые готовы работать за идею. Но есть и другая причина, почему люди идут в милицию. Она элементарна. Когда я пришел в милицию с окладом инженера в 110 рублей и стал получать 230 рублей плюс премии и льготы, население было относительно равным и соблазнов для коррупции было мало. А потом все изменилось. Жизнь стала дорогой, общество разделилось на бедных и богатых, а зарплата у сотрудников милиции - 5-6 тысяч рублей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в милицию уже идут люди только для зарабатывания неправедных денег. За примерами далеко ходить не надо, "оборотней" каждый день показывают по телевизору.
- А современная криминальная журналистика в состоянии влиять на правосознание?
- Все методы хороши - телевизионные, журналистские, литературные. Я в АЖУРе проработал год и с удовольствием вспоминаю это время. Книгу даже написал, где главный герой - журналист. Но надо четко разделять бульварную прессу, которая годами пугает народ всякими ужасами про маньяков (этот рынок, как ни странно, востребован), и серьезные аналитические публикации на криминальную тему. Если брать нашу журналистику по сравнению с тем же Западом, то она влияния особого уже не имеет. Народ привык к компромату, и на него реагирует вяло. Я не знаю, какой должна быть криминальная журналистика, чтобы она влияла и будоражила. Если в середине 90-х годов публикации на эту тему были в новинку, то сегодня какой скандал ни возьми, он мало кого заинтересует и удивит.
Беседовала
Ирина Обрезаненко.
Полный текст интервью можно прочитать в газете «Ваш тайный советник», новый номер которой вышел в свет 1 августа.