В кинотеатре «Аврора» - премьера фильма Ренаты Литвиновой «Богиня: как я полюбила». По жанру – мистический детектив, по стилю – Кира Муратова. Впрочем, Рената Литвинова и не отрицает, что Муратова сильно повлияла на нее. И поясняет: «У нас с Кирой большая любовь».
К детективам у Ренаты Литвиновой издавна большая страсть. Заходя в книжный магазин, она первым делом знакомится с новинками именно в этом жанре. Поэтому вполне естественно, что Литвинова решила сделать фильм на основе детективной истории.
История эта, кстати, произошла на самом деле, и в 80-х годах повергла в шок многих советских граждан. Дело по сей день остается засекреченным, поэтому некоторые подробности до сих пор покрыты мраком. Супруги (оба – врачи) украли девочку и держали ее на цепи. Над ребенком ставили медицинские опыты, потому что когда потом девочку нашли (к тому времени она уже разучилась говорить), на ее теле нашли шрамы непонятного происхождения. Ни в операционной, ни в домашних условиях так кожу зашить невозможно. Но при задержании врачи покончили с собой, а потому загадка так и осталась нераскрытой.
В первой части фильма расследуется именно эта история. Литвинова играет главную роль – роль блондинки-следователя милиции по имени Фаина. Почему-то кроме нее в фильме больше нет мало-мальски симпатичных женщин, а на фоне расплывшихся, вульгарно раскрашенных буфетчиц, Фаина выглядит особенно хорошо. Правда, есть у нее один маленький недостаток. Под кроватью следователя стоит бутылочка коньяку, и каждый вечер она коротает со стаканчиком в руке – в полном одиночестве. Хотя за Фаиной и ухаживают мужчины, она полюбить никого не может.
В милицию к Фаине постоянно приходит папа пропавшей дочки. В его поведении прослеживается чрезмерная душевность, которая в кабинете следователя начинает отдавать некоторой неестественностью. Например, он говорит следователю Литвиновой, что у нее «холодные глаза». Или истерично рассказывает, как когда-то сбил на машине соседскую собачку, которую безумно любили. И так ведет себя не один папа, а все герои. Если бы в зале был Станиславский, он бы вскочил и сказал «Не верю!». Но корреспондент «Фонтанки» сдерживался и продолжать смотреть дальше.
У блондинки-следователя логика хоть и отсутствует напрочь, зато есть женская интуиция. Именно она и подсказывает, что дело именно в этой собачке. Милиционеры врываются в дом и обнаруживают девочку в ванной. Оказывается, соседи украли ребенка и держали ее на цепи, чтобы отомстить за смерть собачки.
Дальше нить этого сюжета теряется. Детектив переходит в экранизацию мифа об Орфее, который спускается в ад. За то, что Фаина собственноручно вынимает нож из груди жертвы (самой ей этого делать было нельзя), ее выгоняют из милиции. Она, впрочем, не огорчается, потому как работа смыслом ее жизни вовсе не была. И вообще, никакого смысла в жизни Фаина не видела. В конце концов она попадает в гости к своему бывшему подследственному, интеллигентному профессору и наркоману одновременно (его играет Максим Суханов – Литвинова решила пригласить любимых актеров, с которыми и работается легче). У профессора Фаина и находит любовь. Правда, на том свете, где она и оказалась вместе с профессором после совместного употребления наркотических веществ.
Вот такая печальная, но красивая история. Красивая – потому что «менты» Литвиновой вовсе не похожи на обычных «ментов». И милиционеры, и наркоманы, и преступники, и даже совдеповские буфетчицы у Литвиновой – это эстеты, аристократы, тонкие люди с утонченной душой, каждый из которых мечтает о настоящей, всепоглощающей любви. И сняты они потрясающе – изумительно стильные съемки просто нельзя не отметить. Но все-таки поверить фильму трудно. И миф о красоте уголовного мира остается красивой легендой.
Александра Балуева
Фонтанка.Ру