Петербург и вся Россия переживает настоящий бум межгосударственного пассажиропотока и грузовых перевозок. По данным пограничников, десять лет назад границу России ежегодно пересекали около 30 миллионов человек, сейчас – уже около 100 миллионов. Во много раз вырос и грузооборот. А вот что нужно сделать, чтобы пограничники были к работе в новых условиях? Это и будут выяснять в Петербурге в ближайшие дни.
27 июля в Петербурге начинается большой сбор пограничников со всей страны. Проводится он на базе отдельного отряда пограничного контроля «Санкт-Петербург». В сборе принимают участие более 70 пограничников – это и заместители начальников штабов региональных пограничных управлений, и командиры пограничных частей, и специалисты кафедр военных учебных заведений. Были представлены все региональные пограничные управления России, а также пограничные службы Белоруссии и Армении.
Местом проведения этого мероприятия Петербург был выбран не случайно, и дело не только в достопримечательностях города и его окрестностей – хотя в программу сбора входит и их посещение. Дело в том, что в Петербурге и прилегающих районах имеются все виды пропускных пунктов – авиационный в Пулково, морской в самом Петербурге, автомобильные (например, Торфяновка) и железнодорожные (такие, как Светогорск). Все они работают достаточно эффективно и являются образцом для пограничников всей страны.
По словам руководителя сборов, начальника управления пограничного контроля пограничной службы ФСБ, генерал-лейтенанта Александра Шайкина, северо-западное направление вообще является одним из самых оживлённых в связи с расширением торговых, деловых и туристических связей с Европой. Создание пограничной инфраструктуры просто не успевает за этим ростом. Так, из авиационных пунктов пропуска полностью оборудован пока только один – в Пулково. Мало и обустроенных железнодорожных переходов. Не полностью устроены и необходимые морские пункты пропуска – при том, что в юбилейном 2003 году в Петербург заходили 326 круизных судов, а в 2004 году планируется целых 670. Всё это приводит, например, к тому, что приехавший на пароме турист из Западной Европы, который хочет четыре-пять часов провести в Петербурге, вынужден часа два провести в очереди на пограничном контроле. Естественно, это не прибавляет популярности городу, а ведь туризм – это важный источник денег для поддержки в надлежащем состоянии города и его памятников.
Как сказал Александр Шайкин, необходимо довести до работников на местах основные требования по организации оперативной деятельности и выработать новые подходы к решению задач пограничного контроля. Пограничный контроль должен работать в интересах людей, пересекающих границу, а не буквы закона. Генерал добавил: «Пограничный контроль для пассажира, а не пассажир для нас». Для того, чтобы оптимизировать работу пограничного контроля, необходимы не только изменения в работе самих пограничников, но и изменения нормативной базы. Внутриведомственные акты меняются достаточно быстро, а вот законы – нет. Те, что действуют сейчас, приняты в основном в 1999-2000 годах, и уже значительно устарели. С тех пор изменилась даже сама структура пограничной службы – она влилась в состав ФСБ (что не изменило её основных задач по обеспечению безопасности государственных границ). В старых законах нет ни слова о круизных судах и облегченном варианте получения визы иностранными туристами в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде – если турист прибывает на срок не более 72 часов, он может получить визу прямо в аэропорту.
После окончания пресс-конференции Александр Шайкин вернулся в актовый зал отряда, где собрались остальные участники сбора. Сбор продлится три дня, и за это время его участники посетят некоторые объекты пограничного контроля в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – аэропорт Пулково, морской порт Петербурга и другие.
Илья Снопченко,
Фонтанка.ру
Фото автора