В Петербурге в очередной раз задумались о безопасности горожан и их имущества. Хотелось бы, конечно, чтобы в каком-нибудь уже не очень далеком будущем горожанам не приходилось включать фонарик перед входом в подъезд, чтобы заранее разглядеть жаждущего наживы преступника и защититься от него. А на работе или во время отъезда не содрогаться от одной только мысли, что при возвращении нас встретят взломанный замок и голые стены квартиры.
По крайней мере, на это надеются разработчики программы «Безопасный город 2005-2007». В качестве разработчиков этой программы названы, в частности, Жилищный комитет и Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга, а также представители крупных компаний, работающих в сфере безопасности.
Критическая ситуация
По словам начальника Управления по работе с собственниками жилья и управляющими компаниями в жилищной сфере Петербурга Олега Вихтюка, жилой фонд сегодня занимает площадь более 98 миллионов квадратных метров. При этом менее половины всех жилых домов сегодня защищены должным образом: установлены металлические двери, качественные запирающие устройства и охранные системы. Всего 10 процентов подъездов жилищного фонда оборудованы домофонами, системами видеонаблюдения – менее 3 процентов. В городе работают 3 тысячи консьержей, которые охраняют порядка 3 процентов подъездов в городе.
По данным правоохранительных органов, свыше 80 процентов таких преступлений, как нападение на граждан, хищение и порча общедомового и коммунального имущества, взлом дверей совершается в жилищном секторе. В течение года от преступников страдает более 5 тысяч жильцов. В результате хищений и актов вандализма убытки, которые превышают 2,3 миллиарда рублей, несет и город.
Что делать?
Упоминавшаяся программа «Безопасный город» предусматривает три этапа. На первом - устанавливаются более качественные входные двери на парадные, ограничивающие доступ посторонних лиц, - с домофонами, замками, открываемыми электронным ключом, и возможностью оборудования видеонаблюдением.
Это позволит перейти ко второму, более важному этапу – реализации пилотных проектов по созданию сети диспетчерских пунктов с видеонаблюдением. В домах, нежилых помещениях, тепловых пунктах, водомерных узлах будут установлены датчики и сигнализация. Если кто-то попытается незаконно проникнуть в здания, информация об этом должна сразу же поступать на диспетчерский пункт, а оттуда – в отдел вневедомственной охраны. В качестве экспериментальной площадки выбран Красногвардейский район. Здесь проживают 330 тысяч человек, находятся 1320 зданий и 79566 квартир (в том числе 42450 - приватизированных). Именно здесь в 2005-2007 годах и планируется осуществлять пилотный проект программы. Уже определен адрес диспетчерского пункта – дом 8 по улице Тарасова. Директор жилищного агентства района, кажется, верит в успешность проекта. «Это будущее цивилизованного района», - говорит он.
Если опыт окажется успешным, систему попробуют внедрить в других районах города.
Москва научит...
Подобная программа в настоящее время уже третий год реализуется в Москве. В центральном округе Москвы из 10 тысяч подъездов 4 тысячи оснащены видеокамерами. Опыт эксплуатации системы показал, что постоянный видеомониторинг позволяет уменьшить уровень преступности как минимум на 40 процентов. Столько же экономит столичный бюджет. В Москве из него финансируются 30 тысяч консьержев. В то время как для ведения системы видеонаблюдения достаточно 25 операторов. Москвичи уже обращаются к своим властям, чтобы те установили еще и дополнительные видеокамеры.
Цена вопроса
Стоимость пилотного проекта, который будет осуществляться в Красногвардейском районе, оценивается в 210 миллионов рублей. Предполагается, что средства будут выделены из городского бюджета и программа окупится за 4,5 года. При этом, по словам заместителя председателя КЭРППиТ Екатерины Голоулиной, затраты бюджета могут снизиться. Поскольку параллельно осуществляются еще несколько программ безопасности (в частности, ведется разработка систем видеонаблюдения ГУВД). В настоящее время проект программы проходит согласования в комитетах. В августе документ может быть вынесен на заседание правительства Петербурга. Тогда, возможно, будет известны и точные суммы, на которые рассчитана программа-эксперимент. О стоимости реализации проекта на весь город можно будет говорить только после реализации пилотного проекта.
Однако пока не совсем ясно, за счет чего все-таки будет окупаться проект. Инициаторы программы рассчитывают – и эта позиция представляется несколько наивной, - что это произойдет за счет экономии на ремонте и восстановлении похищенного и испорченного имущества в домах и на территориях, не обеспеченных охранным оборудованием. Потому что техническое оснащение – идея, несомненно, хорошая. Но без внедрения в умы и сознание горожан мысли о необходимости бережно относится к имуществу, без мероприятий, направленных на профилактику «подъездных» преступлений и правонарушений, жизнь петербуржцев безопасней не станет. Что касается финансирования, то есть подозрение, что, вероятнее всего, петербуржцам вновь придется раскошелиться. Ведь жильцам придется совместно принимать решение: устанавливать домофон или систему наблюдения, а также при необходимости собирать деньги на оснащение домов.
В тех домах, где жильцы действительно обеспокоены состоянием своих подъездов и прилегающих к домам территорий, уже и сейчас устанавливаются домофоны и системы безопасности, а на подоконниках подъездов давно стоят горшки с цветами. К сожалению, это не становится панацеей от всех бед. К тому же, как показывает практика, кнопки кодов на дверях не мешают доступу в подъезд, домофоны имеют свойство ломаться, а для кого-то и система видеонаблюдения – не преграда для совершения преступления. Может, эти обстоятельства - повод внести корректировки в программу?
Анастасия Митина,
Фонтанка.ру