Первую половину февраля петербуржцы провели с книгой Акунина. Именно такой вывод можно сделать из того, что уже полтора месяца "Алмазная Колесница" держится на вершине читательских симпатий. Возможно, виной тому японский антураж, вызывающий последнее время большой интерес. Успех "Последнего Самурая" (рассказывающего о том же периоде) и путешествие Умы Турман на Японские острова – звенья той же цепи? Или виной такого успеха стало долгое ожидание новых приключений Фандорина?
В прошлом обзоре "Фонтанка" рассказывала о русско-французском путешествии Артура Перес-Реверте. А теперь сразу на второе место взобралась новая книга этого испанца – "Королева Юга". К историческим экзерсисам Реверте многие историки относятся с подозрением. Но "Королева Юга" - почти о нашем времени. История превращения девушки мексиканского контрабандиста в королеву огромной криминальной империи.
Третье и четвертое место хорошо знакомы – последний роман Паоло Коэльо "Одинадцать минут" и треш-история нашей политики от Елены Трегубовой - "Байки кремлевского диггера". На пятом месте Даша Васильева (по воле Дарьи Донцовой) весело ищет "Доллары царя Гороха". Шестое место занимает "Алхимик" Коэльо – петербуржцы снова заинтересовались его рецептами по поиску смысла жизни. А девушки, для устройства своей жизни в новом году, взялись за «Дневник Бриджит Джонс» от Хелен Филдинг. На восьмом месте неожиданно оказалась "Книга рекордов Гиннеса". Свежая. 2004 года. Видимо, читателей интересуют главные достижения человечества в прошлом году.
«Охота на овец» Харуки Мураками - не новая, но одна из программных книг этого японского писателя, - на 9 месте. Еще одно свидетельство популярности японской культуры. Хотя мысли там попадаются вполне европейские. Детская книга Амбьернсена «Секрет Патера Пьетра» опустилась на 10-е место. Так распределилась десятка самых покупаемых книг в книжной сети "Буквоед".
Мы же обнаружили там и другие интересные книги – совсем новые и переиздания старых, уже известных, романов.
Юкио Мисима "Исповедь Маски". Азбука, 2003.
Вернемся к разговору о японской литературе. Юкио Мисима - самый главный, наверное, японский возмутитель спокойствия в 20 веке. "Исповедь маски" – роман, сделавший его знаменитым. Говоря о книгах Мисимы, никак не получается говорить о них в отрыве от личности самого писателя. Автор решительно не желает умирать в тексте, он предпочитает делать это в реальной жизни. Жизнь Юкио Мисимы (и, особенно, его смерть) потрясла японское общество. Яростный монархист и приверженец самурайских традиций. Влюбленный в смерть писатель – "Ми-си-ма" это псевдоним, по-японски означающий "Зачарованный смертью дьявол". Не скрывающий своих гомосексуальных привычек политик – гомосексуализм, кстати, среди японских самураев был довольно распространен. Все это было в его книгах и в его жизни. В 1970 году вместе с молодыми последователями Юкио Мисима попытался совершить в Японии военный переворот. Переворот провалился. Мисима совершил сеппуку. "Исповедь Маски" - это почти автобиографическая вещь (если забыть о слове "маска" в названии и любви японца к мистификациям, то можно сказать что и вовсе автобиографическая) о детских и юношеских годах, о формировании характера, о любви к смерти и другой, не менее странной любви.
Игорь Ефимов "Архивы Страшного Суда". Азбука, 2003.
Игорь Ефимов считается одним из самых интересных русских прозаиков прошлого века. Большую часть своей прозы, однако, Ефимов писал в эмиграции. Его часто называют Герценом ХХ века – он сбежал от режима (советского, правда, а не царского), создал в эмиграции диссидентское издательство. Кроме того, он блестяще владеет словом и стилем, умеет увлекать читателя, говоря о философских проблемах. Это все видно на примере "Архивов Страшного Суда". Шпионский детектив. Диссидентский памфлет. Богословский философский трактат. Мистический роман. Все перемешать и подавать горячим – получите "Архивы Страшного Суда" и бессонную ночь за книгой. Иосиф Бродский сказал, что Ефимов «продолжает великую традицию русских писателей-философов», и при этом его книги полны жизни, страсти и почти кинематографического действия.
Галина Куликова "Фантом ручной сборки". Эксмо. 2004.
Обратим свой взгляд и к легкой литературе. "Эксмо" назвало жанр, в котором пишет Куликова, "шоу-детективом". На самом деле ее вполне можно считать последовательницей иронического детектива Хмелевской. Брал в руки эту книгу я с подозрением, ожидая, что найду убийцу странице на 10-й и не оценю юмора, рассчитанного на аудиторию читательниц Устиновой. Однако все оказалось иначе. Над приключениями Инги Невской я смеялся вполне искренне. А убийцу нашел лишь в конце. Да и убийство оказалось не самой главной интригой. К середине книги я чуть было не разочаровался, заподозрив в ней появление фантастического объяснения интриги. Но нет. Впрочем, не буду портить вам чтение книги и рассказывать сюжет. Скажу лишь, что в ней есть классическая для женского детектива Хмелевской смесь детективной интриги, женского романа и комедии положений.
Лоис Макмастер Буджолд "Подарки к Зимнепразднику". АСТ, 2003.
Эта новая книга американской писательницы - последняя в серии приключений Майлза Форкосигана. Известна она стала еще до выхода тем, что ее русское и хорватское издание значительно опередили англоязычное. Американское издательство тормозило процесс, запрещая при этом Лоис передавать права другим англоязычным издательствам. Про славянские языки в договоре, однако, записать что-либо забыли. И вот – Буджолд оказалась не глупее своего героя. Тем более что и к России, со времен визита в Петербург, относится с теплотой. Герой этот – Майлз Форкосиган – один из любимейших читателями современной фантастики. "Барраяр" не так известен, как "Звездные войны" или "Стартрек", но это лишь дело времени. Вот возьмутся за его экранизацию... а на фантастических конах мира людей в костюмах барраярцев можно встретить не реже, чем джедаев. Да и у нас уже раз в год проводится целый конгресс, посвященный исключительно мир форов-аристократов. Сага о Форкосигане - это политика, это приключения, это легкая и очень хорошо продуманная с точки зрения психологии космоопера. "Подарки к Зимнепразднику" - лишь один из ее кирпичиков. Не самый плохой.
Йен Колфер "Артемиус Фаул. Миссия в Арктику". Эксмо, 2003.
Второй том приключений Артемиуса Фаула, гениального мальчика, особенно порадует российского читателя. На этот раз ему предстоит противостоять не волшебному народцу, а русской мафии - в заснеженных просторах и среди урановых разработок под Мурманском. Размеры развесистой клюквы от автора ирландского фентези иногда просто поражают. Поражает и внезапное исправление и становление на путь истинный всех главных героев. Теперь они преисполнены любви к человечеству и эльфийству. Хуже с гоблинством. Оно по-прежнему пытается сопротивляться доброму и вечному и на пару с русской мафией начинает борьбу против эльфов и Артемиуса Фаула. Необычная книжка превратилась в обычное детское фентези с элементами техномагии. Пусть пока и неплохое.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Рейтинг составлен по данным, предоставленным сетью книжных магазинов "Буквоед"