11 июня на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по инициативе представителей крупнейших политических партий – депутатов Юрия Гладкова («Союз правых сил»), Михаила Амосова («Яблоко»), Константина Сухенко («Единая Россия») и Олега Корякина (фракция «КПРФ-НПСР») будет рассмотрен проект постановления «О проведении опроса граждан об установлении и изменении границ муниципальных образований в Санкт-Петербурге».
Данный проект предполагает проведение с 21 июля по 11 сентября 2003 года опроса жителей муниципальных округов, с целью выяснения их мнения о возможности установления границ муниципальных образований на уровне исторически сложившихся районов и городов-пригородов Ленинграда – Санкт-Петербурга.
Комментируя проект постановления, один из его разработчиков вице-спикер городского парламента и член руководства Петербургского отделения СПС Юрий Гладков сказал: «Сейчас мы хотим провести опрос в 20 районах города. Это весь Санкт-Петербург и пригороды, за исключением Ломоносова и Кронштадта, в которых нет необходимости проводить опрос, поскольку в этих городах границы территориального района и муниципального образования совпадают.
Этот опрос - первый шаг на пути реформы муниципальной системы Петербурга, о концепции которой договорились крупные федеральные партии и которая будет проходить в рамках федеральных муниципальной и административной реформ.
Суть предлагаемой нами реформы сводится к формированию двух уровней системы местного самоуправления. Второй уровень – это 22 муниципальных образования: 13 внутригородских районов и 9 городов. Первый уровень – оставшиеся 102 муниципальных образования.
В этом случае второй уровень станет центром концентрации полномочий местного самоуправления и получит часть государственных полномочий. В его ведении будут находиться вопросы установления местных налогов, распоряжения муниципальной собственностью, содержания дорог и другие. А муниципальные советы первого уровня приобретут функциональный характер деятельности: попечительские школьные советы, домкомы, благоустройство микрорайонов, охрана общественного порядка, опека и попечительство.
Сегодня в силу неэффективного территориального устройства, федеральный закон, определяющий полномочия органов местного самоуправления, в Петербурге не действует. В результате же реформы мы сможем реализовать на практике в полном объеме то, что заложено в федеральном законодательстве. Муниципальная власть будет наделена гораздо большими полномочиями, реальной собственностью и финансами. Существенно сократится штат местных чиновников и депутатов, работающих на освобожденной основе. Местная власть станет более ответственной, самостоятельной и способной отстаивать интересы жителей, своевременно и оперативно принимая решения».
Юрий Гладков обращает особое внимание на то, что планируемая реформа не предполагает изменения, упразднения или объединения существующих 111 муниципальных образований.
Следует отметить, что принцип двухуровневого построения муниципальной власти реализован практически во всех крупных городах Европы – Париже, Марселе, Манчестере, Лондоне, Берлине и других. А до революции в Петербурге районные городские думы формировались в рамках сложившихся промышленных районов. «Мы воздаем долг историческим традициям и здравому смыслу. Например, сейчас, благодаря тому, что в 70-х годах был ликвидирован город Красное Село и был создан «административный монстр» – Красносельский район, людям приходится добираться за 15-20 километров, чтобы попасть в районную администрацию. Такая же ситуация сложилась и в середине 90-х после создания под конкретного чиновника Курортного района, объединившего два исторических анклава – Сестрорецк и Зеленогорск. В Ломоносове и Кронштадте на одной территории сосуществуют и муниципальная власть и чиновники районной администрации, просто дублируя друг друга. Похожая картина в Павловске, Пушкине, Петергофе. Все эти бюрократические нелепости снижают эффективность местной власти, отражаясь на жизни граждан. Их нужно исправлять.
«Впервые в истории Петербурга, мы обращаемся к горожанам, чтобы они высказали свое отношение к тому, как должна быть устроена местная власть.
При этом, мы понимаем, что Администрация города, которая по закону должна будет проводить этот опрос, не особенно сильно заинтересована в его результатах. Поэтому представители ведущих федеральных партий, подписавших этот законопроект, взяли на себя ответственность за разъяснение жителям сути проводимой реформы и контроль объективности опроса», - отметил Юрий Гладков.
Сергей Иванов,
Фонтанка.ру