Как железная дорога зарабатывает на пассажирах? Правильно, продает им билеты. Каждый билет - в специальном конверте стоимостью в 10 рублей. Расследование о возможностях, открывающихся перед железной дорогой, провел специально для "Фонтанки" корреспондент газеты "Ваш Тайный Советник".
У кассы Центра продажи железнодорожных билетов висит любопытное объявление: мол, защитные конверты для билетов содержат очень много полезной информации, и их приобретение - добрая воля пассажира; однако, являясь платной печатной продукцией, обмену и возврату они не подлежат. Никому и в голову не приходит, что эта надпись – основополагающий элемент разработанной железной дорогой хитроумной комбинации, в результате которой пассажир нечаянно расстается с червонцем, а железная дорога зарабатывает великие тысячи.
Таинственная надпись
Это объявление я увидела сразу. Только и представить себе не могла, что оно как-то относится и ко мне: не было даже зачатков желания приобретать какие-то конверты с полезной информацией: расписание Московского вокзала у меня уже было, а схему питерского метро я могла бы нарисовать сама с закрытыми глазами.
В душе потешаясь над странным объявлением, заказываю билеты. Кассир называет сумму, я ее плачу, получаю два билета и... пресловутый конверт. Чувствую себя в некотором роде обманутой. Последующий разговор это чувство усилил. Оказывается, в названную кассиром сумму была уже включена десятка за «защитный конверт».
- Мне конверт не нужен.
- Но вы его УЖЕ купили. Читайте надпись: «...обмену и возврату не подлежит». Следующий!
Толпа людей сзади тянула руки к билетам, оттесняла от кассы и всем своим видом показывала, что моя битва за червонец будет воспринята как ущемление их прав.
Так получилось, что вопреки своему желанию я стала обладательницей глянцевого конверта, при ближайшем рассмотрении оказавшегося сложенной втрое бумажкой альбомного формата. Как и от кого этот конверт должен был защищать мои билеты, тоже было не понятно.
Надо уметь возвращать
По мнению начальника отдела защиты прав потребителей Антимонопольного комитета Елены Кагаловой, которой я описала ситуацию, конверт мне не всучили. Просто я плохо его возвращала.
- У вас есть письменный отказ начальника вокзала возвращать вам деньги? - голосом, полным коварства, спросила Елена Павловна.
Письменного отказа у меня не было. А должен был быть, иначе блюстители прав потребителей могут и усомниться в искренности моего желания вернуть конверт и получить свои десять рублей обратно.
Оказывается, насильно получив конверт, надо настойчиво его возвращать и попросить кассира вернуть за него деньги. Получив отказ (желательно записанный на диктофон и в присутствии понятых), надо направить письменную претензию начальнику вокзала (лучше заказным письмом) и получить от него письменный ответ: нет, мол, фигушки, не отдадим мы вам ваши десять рублей.
Как вы понимаете, на подобные мероприятия по сбору доказательств способен либо человек с опытом работы в правоохранительных органах, либо врожденный сутяга. Но только после этой хитрой процедуры и надо обращаться в Антимонопольный комитет, где высокая комиссия определит, усматриваются ли признаки нарушения или нет.
- Почему-то все потребители, которые нам звонят, такие неподготовленные. Говорят: нам кажется, наши права ущемили, пойдите и разберитесь, - сетует Кагалова.
Подставь другую щеку
На поистине христианской незлобивости потребителей и построена вся «конвертная кампания». Посудите сами: сколько найдется борцов за свои права, которые за десятку готовы сначала выслушать гневные речи напирающей сзади очереди, потом - отказ кассира, затем - отсидеть пару часов, дожидаясь приема у начальника вокзала.
Кстати, не все в Антимонопольном комитете склонны видеть в создавшейся ситуации только нерадивость покупателей билетов. Сотрудница отдела, специализирующегося на разборе недоразумений с железной дорогой, Елена Котелкина сразу узнала их «почерк». ОЖД, оказывается, на такие выходки горазда. Несколько дней назад Антимонопольный комитет отправил очередное предписание в адрес железной дороги. В том случае речь шла о страховке, также добровольно-принудительно продававшейся в кассах. По словам Елены Котелкиной, прием с билетами сильно напоминает ситуацию, описанную в статье 16 Закона о защите прав потребителей: «Запрещается обуславливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товара, возмещаются продавцом в полном объеме». И никаких - «возврат и обмен невозможен»!
Но с другой стороны, приобретение конверта было вовсе не обязательным, о чем и говорилось в пресловутом объявлении. Тут сотрудникам железной дороги можно поаплодировать – и статью закона не нарушают, и конверты реализуют. А вопрос о том, как именно должно звучать объявление, заводит в лингвистические дебри.
По логике, во избежание насильственного приобретения билетов на предупредительной надписи должно значиться как минимум следующее: «Вам будут навязывать конверты. О своем нежелании сообщайте заранее». А покупатели должны кассира упреждать: «До Караганды, на 23 марта, на одиннадцатичасовой, нижняя полка, без конверта, пожалуйста!» Со стороны это смотрелось бы дико. Поэтому так никто никого не упреждал, и получал будущий пассажир копеечный конверт за десятку.
Где деньги?
Когда же я обратилась к руководству железной дороги за выяснением истоков конвертной кампании, то стала свидетелем довольно странного поведения сотрудников. В пресс-службе ОЖД меня заверили, что «замечательные конвертики» делает начальник отдела рекламы Елена Юрьевна Олабужина. Олабужина, в свою очередь, была менее уверена, что она имеет какое-то отношение к конвертикам: «Ну, этот процесс в стадии формирования...» И посоветовала обратиться к своему начальнику Орсакову Виктору Сергеевичу.
Чем ближе я приближалась к источнику пресловутых конвертов, тем меньше было уверенности у сотрудников железной дороги, что они имеют к этому какое-то отношение. Орсаков вообще про конверты ничего не знал. «В первый раз слышу! Да, мы собирались делать конверты, но за счет средств рекламодателей, с рекламой различных фирм. Для пассажира это было бы бесплатно, для его удобства. Но мы их даже еще и не начинали печатать. Что там реализуют через кассы в СПЖА – ума не приложу. Надо разобраться», - заявил он и поблагодарил за информацию.
И руководство СПЖА тоже не смогло ничего пояснить по поводу конвертиков. Начальник агентства Иван Кривенцов сейчас находится на больничном и на работу, по словам его секретаря, выйдет не скоро. А, как выяснилось, никто, кроме него, информацию о реализуемых через кассы конвертах, давать не уполномочен.
...Труден был поиск «изобретателей» конвертиков. Но он - мелочь по сравнению с титаническим трудом, который придется проделать тем, кому вздумается искать - кому же на рубашечку пошли наши десяточки.
Илона Егорова, «Ваш тайный советник» - специально для «Фонтанки.ру»