Александра Домогарова любят одинаково сильно в России и Польше. Там он вообще свой. В России - за роли в сериалах "Графиня де Монсоро", "Бандитский Петербург" и "Марш Турецкого". Знаменитым он стал именно благодаря им.
Многие из видевших его театральные работы полагают, что театральный актер Домогаров даже превосходит Домогарова-киноактера. Некоторые ходят исключительно "на Домогарова" - он играет в спектаклях "Нижинский - сумасшедший божий клоун", "Милый друг", "Мой бедный Марат". В Польше его любят за роль казачьего атамана Богуна в картине классика мирового кино - поляка Ежи Гоффмана "Огнем и мечом". И за спектакль "Макбет" на сцене Краковского театра, где Домогаров играет на польском языке. Александр Домогаров ответил на вопросы читателей "Фонтанки" - практически все они касались творчества Домагарова. Но и те немногие, которые затрагивали совершенно другие и различные между собой темы - политика, интернет, личная жизнь - не остались без ответа.
- Когда вы работаете над ролью, Вам достаточно текста и указаний режиссера или Вы стараетесь узнать о будущем герое как можно больше?
- Чтение мемуаров с карандашом в руке вообще неотъемлемая часть нашей работы. Очень показательным в этом был "Нижинский", когда вся труппа на полгода переселилась в Серебряный век. Мы не просто пытались проследить хитросплетения судеб будущих героев, но и постигали уникальную атмосферу той эпохи с ее совершенно особым нервным надрывом, необычайным эстетизмом, ощущением какой-то осенней обреченности...
Автор пьесы, профессор из Вашингтона Глен Бламстейн, проделал колоссальную работу. Он имел доступ к уникальным архивам, в частности, к архиву князя Львова, который до сих пор не опубликован на русском из-за своей предельной откровенности. Западные ученые им оперируют, так что в пьесе есть вещи, русской публике по большей части неизвестные. Тем не менее, в процессе работы существующие источники пришлось фильтровать, так как отношения участников драмы накладывали серьезный отпечаток на их свидетельства. Фокин, к примеру, не мог простить Дягилеву славы, особенно посмертной. Да и в воспоминаниях Ромолы очень много лжи, так как ей нужна была не правда, а тиражи, которые напрямую зависели от жареных фактов. Увы. И сейчас множество людей расписывают свою интимную жизнь, за счет чего, видимо, поправляют свое материальное положение. Ну да пусть им...
- Приходилось ли Вам работать с актером-непрофессионалом, которому для хорошей игры было достаточно внешнее соответствие типажу, умение двигаться и следование указаниям режиссера - без опыта и знаний, приобретаемых актерами за время учебы?
- Да, это был ирландский сеттер Тося, мой партнер по фильму "Графиня де Монсоро".
- Существует ли разница в восприятии спектакля российской и эмигрантской публикой?
- Разница безусловно есть, хотя проблема тяжести определяется не публикой, а пьесой, характерами персонажей и рисунком роли. Российская публика более избалована и менее эмоциональна. Чтобы испытать сильный эмоциональный взрыв, ей недостаточно одного лишь звучания русского языка и наличия на афише более или менее известных фамилий. С другой стороны, эмигранты, особенно первой волны, придерживаются определенных эстетических воззрений и не воспринимают некоторые реалии современного театра. Их требования именно к русскому искусству в какой-то мере те же, что и в начале века. Людям невольно хочется в "Россию 1913 года", а это невозможно. Отсюда и некоторое разочарование, а иногда и раздражение, но это ничто в сравнении с тем теплом и благодарностью, которое изливают на нас наши бывшие соотечественники. Ностальгия - не просто модное слово, для тысяч людей это трагедия, постоянная боль, которую не заглушит никакой материальный или карьерный успех.
- Что Вас привлекло в роли атамана Богуна?
- Неоднозначность, как литературного персонажа, так и его режиссерской трактовки. Богун - сильный человек с сильными страстями. Такая роль - просто мечта для любого артиста. Так уж вышло, что люди, раздираемые внутренними конфликтами, много интереснее и ярче персонажей, однозначно окрашенных в черный или белый цвет. И к тому же эта роль давала потрясающую возможность окунуться в легендарную эпоху. Когда у тебя в руках сабля, а под тобой - конь, это особенное, ни с чем не сравнимое чувство. Жаль только, что Ежи Гоффман слишком заботился о безопасности актеров, и мне запретили один конный трюк, который, без сомнения, сделал бы и сам фильм, и мою роль еще ярче.
- Говоря откровенно, то я узнала о Александре, только когда фильм "Ogniem i mieczem" Вышел на польские экраны. Как Вам работалось с Хоффманом? Есть ли у Вас планы сняться в каких-либо еще польских фильмах? Спасибо. Pozdrawiam serdecznie...
- Вам спасибо. Встреча с Ежи Гоффманом стала одной из самых больших удач в моей жизни. Я рад, что нашу работу, а через нее и меня, признали в Польше, с которой я с тех пор не расставался и, надеюсь, не расстанусь. После "Огнем и мечом" был "Макбет", которого я сыграл на польском языке. Это было трудно, но безумно интересно. Считаю, что эта работа дала мне очень много во всех отношениях. В том числе и в том, что с "Макбета" началось мое знакомство и с Анжеем Вайдой, который инкогнито посмотрел спектакль, а потом пришел ко мне в гримерку. Мы познакомились и в результате я сыграл главную роль в снятой паном Анжеем телевизионной версии романа Ярослава Ивашкевича "Одна июньская ночь". Это история любви, вспыхнувшей между теми, кто по определению были врагами. Она - польская аристократка, чей муж за участие в восстании сослан в Сибирь, он - русский офицер. Время действия - середина теперь уже позапрошлого века. Режиссер был всерьез увлечен этой темой, только работа над сценарием продолжалась не один год. Мне кажется, получилось очень интересно.
- Как вы относитесь к Вашему веб-сайту? Нравится ли Вам его оформление и не кажется ли Вам, что Вы подняли слишком высоко планку в ту минуту, когда первый раз лично появились на этом сайте? Видите ли, Ваш последний чат с поклонниками был настолько сумбурен, что чатом это можно было бы назвать с большой натяжкой.
- Сайт мне очень нужен, хотя, к несчастью, я уделяю ему меньше времени, чем хотелось бы. Да и в делах компьютерных разбираюсь хуже собственного сына. А засесть за обучение нет времени. Тем не менее, это живая связь со зрителями и возможность предоставлять им информацию из первых рук. К тому же мой веб-мастер и его добровольные помощники собрали здесь даже то, что я сам о себе не знал.
Да, возможно, я несколько переоценил свои силы, когда брался за это дело, и появляюсь в Сети реже, чем нужно и чем хотелось бы мне. Мы часто являемся оптимистами, уверенными, что сможем объять необъятное. Тем не менее, сайт живет своей собственной жизнью, люди получают информацию, обмениваются ей, общаются друг с другом.
Насчет чата вы во многом правы, но это, видимо, неизбежно. Только если чаты проходят регулярно, и в них участвует не столь уж много народа, может получиться обстоятельный разговор. Но, думаю, даже сумбурные и редкие чаты лучше, чем никаких.
- И второй вопрос: почему в ответах на вопросах в гостевой книге присутствуют в основном ответы типа "Спасибо". Вы совершенно не пытаетесь хотя бы прочитать вопрос. К сожалению...
- К сожалению (или к счастью) там превалируют просто добрые слова, за которые я совершенно искренне благодарю, а вот вопросов, на которые хотелось бы подробно и обстоятельно отвечать очень, очень немного. И, уверяю вас, когда у меня выдается свободная ночь или полночи, я очень внимательно прочитываю все, что пишут люди.
- Почему Вы не хотите рассказывать о своей личной жизни? Другие с удовольствием рассказывают про своих партнеров и им никто дурацких вопросов больше не задает...
- Подобные откровения, вообще-то, производят двоякое впечатление. Портос всем и каждому рассказывал про свой роман с некоей герцогиней, которая на поверку оказалась престарелой прокуроршей. Арамис молчал о своем романе, лишь в крайнем случае упоминая "кузину-белошвейку", а она-то, как раз и
была герцогиней.
А если серьезно, то еще Уайльд заметил, что Художник должен создавать прекрасные произведения искусства, не внося в них ничего из своей личной жизни. Люди творческие интересны ни тем, что они имеют частную жизнь - она есть у всех - а тем, что они делают в своем искусстве. И в этом я полностью открыт. Отвечу на любой вопрос, самый резкий и нелицеприятный.
Что до интимных подробностей, к которым часто испытывают нездоровый интерес, то все люди, вне зависимости от их популярности и положения в обществе, должны иметь право на личные тайны, на то, чтоб к ним никто не лез в душу с фонарем. Личная жизнь потому так и называется, что касается лишь очень немногих, близких людей, а государству, обществу у замочных скважин делать нечего.
- Вы снимаетесь в детективах. Неужели Вы всерьез относитесь к этому жанру?
- Книги и фильмы об умных, честных, справедливых сыщиках всегда будут популярны. Игра для ума плюс наглядная демонстрация того, что каким бы хитрым и могущественным не был негодяй, его можно и должно победить. Да, существует весьма многочисленная и всеми любимая литература "прямого действия", просто и безыскусно говорящая о необходимости борьбы со Злом и напоминающая о существовании таких вещей, как принципиальность, честность, благородство, смелость. Мне кажется, хорошие детективы вполне соответствует этим задачам.
- Влияют ли на Вас перевоплощение на сцене в реальной жизни?
- В каком-то смысле да. Но профессия оказывает влияние на всех: и на врачей, и на педагогов, и на моряков. Другое дело, что многие переносят сценический или экранный образ на живого человека, хотя это далеко не одно и тоже.
- Что такое счастье? Может ли быть так, чтобы все были счастливы?
- Да, безусловно. Счастье - это, прежде всего, самореализация, причем во всех смыслах, а не только в узкопрофессиональном. В Испании говорят - живи там, так и с теми, с кем ты должен, и тогда все будет правильно. Вообще попыток определить, что такое счастье, было, есть и будет превеликое множество от простенького "счастье, это когда тебя понимают" до огромных трактатов по философии и психологии.
Если же говорить глобально, то остается процитировать братьев Стругацких: "Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов: "счастье для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженный!"
- Не скучно ли Вам играть один и тот же спектакль в течении нескольких лет?
- Спектакли рождаются, живут и умирают, когда настает их срок. Свои сложности, как и свои преимущества существуют на каждом этапе.
- Является ли политика "грязным" делом и предлагали ли Вам заняться политикой?
- Грязным делом является не сам процесс, а многие из людей, которые в этом процессе участвуют. Свою либо врожденную, либо приобретенную нечистоплотность они несут с собой, откуда и вышеупомянутое расхожее утверждение. К сожалению, подобное мнение отталкивает от власти людей приличных. Образуется своего рода замкнутый круг. Политику почитают делом грязным. Те, кто почитает себя человеком порядочным, туда не идут - исключения лишь подтверждают правила. В результате наверх поднимаются персонажи, для которых "цель оправдывает средства", а личные амбиции и выгода стоят выше интересов государства. Логическим продолжением этого становятся скандалы, черный PR и так далее, после чего граждане с полным правом утверждают, что политика - дело грязное.
- Как Вы оцениваете современное телевидение? Что Вы обычно смотрите?
- ТВ стало неотъемлемой частью нашей жизни, и одновременно зеркалом ее отражающим, а как известно на зеркало пенять не приходится... Впрочем, у телевизора есть огромное достоинство. Его всегда можно выключить. Нигде свобода выбора не представлена столь полно, как при просмотре программы телепередач с карандашом в руках. Но это теория, а на практике я участвую в таком количестве проектов, причем не только в Москве), что регулярно смотреть телевизор не получается чисто физически. У каждого человека есть свой предел выносливости и я по-моему к нему уже подошел. Ухожу из дома рано утром, возвращаюсь к полуночи, времени не хватает даже на самые необходимые
вещи.
- Что для Вас является решающим при ответе, сниматься или не сниматься?
- Интересный сценарий, творческая группа, с которой я могу найти общий язык, и, увы, наличие хоть какого-то времени.
- Вы бы согласились сняться в сериале объема "Санты-Барбары"?
- Да, если это будет "Сага о Форсайтах" или нечто равноценное.
- Каким Вы представляете своего телезрителя?
- Таким же, как своего зрителя в театре, может быть, чуть более уставшим... Я уверен, что большинство моих зрителей - нормальные, добрые люди, способные сопереживать и думать.
- Александр, читала в одном из ваших интервью, что "все надо в жизни попробовать". Что вы имели в виду и что вам больше всего нравится в себе и почему?
- Насколько я помню, тогда речь шла о фильме, в котором я выполнял еще и каскадерские трюки, и я ответил в том смысле, что каждый мужчина должен периодически доказывать в первую сторону себе, что он может "еще и это!". Выполнить самому уникальный трюк, да еще "по-гусарски", преподнеся сюрприз коллегам и начальству! Я просто не мог удержаться. И, если представится подобная возможность в будущем, я от нее не откажусь, хотя на первом плане для меня все равно остается работа актера. Что до второй части вопроса, то, как сказал Ларошфуко, "воздавать должное своим достоинствам наедине с собою столь же разумно, сколь смехотворно превозносить их в присутствии других".
- Как у Вас складываются взаимоотношения с поклонницами?
- По разному. Ни к одному человеку нельзя относится абсолютно так же, как к другому. Я уважаю тех, кто уважает меня и мою работу и благодарен им за поддержку.
- Кто Ваш самый строгий критик?
- Разумеется, я сам. Себя не обманешь, не уговоришь и не проигнорируешь.
- Что Вы любите и не любите?
- То же, что и все нормальные люди. Доброту, Любовь, Верность, в том числе и самому себе, своей профессии, искренность, дружбу... Уважаю и ценю талант и преданность делу. Не люблю цинизма и сознательной, откровенной подлости. Впрочем, об этом лучше Высоцкого в его "Я не люблю" не скажешь.
Вера Камша,
Фонтанка.ру