В «Экспофоруме» прошел первый день патриотического фестиваля «Русские меняют мир». Судя по представленным экспонатам и культурным активностям, — преимущественно свой, внутренний. То есть русские становятся лучше. И непобедимее.
Напротив павильона H на автостоянке припаркованы чудеса военной техники. Взрослые и дети наперегонки карабкаются на раскинувший поворотные опоры многоцелевой мобильный комплекс связи «Редут». Пояснительных табличек поблизости нет, поэтому для детей это просто диковинная махина «с ушками». Самые интересные — танки и БТР — и вовсе накрыты огромными холщовыми чехлами. Но заглядывать под них не возбраняется.
За танками — автомобильная кухня на базе «Урала». Внутри — идеальная чистота и порядок. Улыбчивый военный объясняет, что и зачем. Брони у кухни нет, поэтому «на передок» она не ездит, дислоцируется там, куда не долетает. А на передовую уже приготовленную еду развозят на машинах-кухнях поменьше. «Одна такая стоит дальше, в палатке, — говорит военный. — Ее можно в землянку загнать и готовить прямо там, скрытно». Над стоянкой разносится запах солдатской гречневой каши с мясом. Раньше такой кашей угощали на военно-исторических реконструкциях на 9 Мая. В новой реальности поводов отведать такой каши у публики стало больше. В палатках-столовых народу битком. Дети и взрослые с аппетитом едят кашу под печальную фортепианную музыку из колонок.
На входе в «Экспофорум» — рамки металлодетекторов и сканеры для сумок. «Билет патриота», который после регистрации на сайте фестиваля присылали на электронную почту, никто не спрашивает. В коридоре — галерея портретов семей участников СВО. У каждой женщины или ребенка на плечо накинут военный китель или куртка от «горки». Имен нет, но под некоторыми портретами — стихи и короткие письма: «В момент, когда многие бежали, ты мне сказал: «Есть такая профессия — Родину защищать, и это мой долг перед страной!» Тогда я много плакала, но всегда гордилась, горжусь и буду гордиться тобой!»
Дальше — выставка живописи на тему Великой Отечественной войны. На картине Игоря Кожевникова «Русское поле» — женщина в ватнике и каравай из уложенных в некий солярный знак младенцев. У полотна «Вечный бой» этого же автора особенно часто останавливаются, чтобы сфотографироваться на фоне Георгия Победоносца в солдатской круглой каске.
Дальше по коридору — галерея детских рисунков про блокаду Ленинграда и разложенное на столе исполинское оливково-зеленое полотно, исписанное именами блокадников и защитников Ленинграда. Это —
В павильоне G посетителей развлекает «Мастер посадки». Так называется региональная физкультурно-спортивная организация парапланеризма. Под это дело выделен практически целый павильон, но в нем все равно особо не полетаешь. Поэтому на желающих получить представление о парапланеризме надевают огромный рюкзак с парашютом и предлагают как следует разбежаться. Это странно, но, судя по очереди на пробежку, весело.
Венера Галеева/«Фонтанка.ру»
В павильоне H несколько посетителей склонились под лежащей на полу полуобнаженной фигурой. Это не настоящий человек, а специальный натуралистичный учебный манекен. У фигуры проломлен череп, обожжена рука, а вместо одной ноги — окровавленный обрубок, из которого торчит кость. Вторая нога желейно вздрагивает в такт толчкам в грудную клетку. Мальчишка лет пяти невозмутимо обматывает ногу израненного силиконового манекена бинтом, учится оказывать медицинскую помощь на поле боя.
Рядом женщины и дети стоят в очереди, чтобы пострелять из снайперской винтовки по мишени. У мишени схематично обозначена голова и грудная клетка. Если в нее попасть, она крутится.
Венера Галеева/«Фонтанка.ру»
В кубе, накрытом крупноячеистой сетью, жужжат беспилотники. Рядом — очередь из детей, которые хотят ими поуправлять. Дальше по коридору предлагают поплести маскировочные сети, позаливать окопные свечи и поделать «сухие души» для солдат. Чтобы получился такой «душ», надо на кусочек губки выдавить из шприца специальный гель, а потом упаковать губку в пакетик-зиплок. Рядом раздают выкройки для изготовления «бублика под пятку» — специальной подушечки с дыркой, которая должна помочь раненым избежать пролежней.
В поэтической гостиной тем временем военкор Григорий Кубатьян читал свою прозу, рассказывали про литературную мастерскую Захара Прилепина и презентовали альманах «Родня».
«Нам бы хотелось, чтобы альманах отправился на фронт и осел у солдат в карманах, чтобы в свободную минуту они могли прочитать что-то интересное, воодушевляющее, развлекательное, может быть», — сказал куратор мастерской Прилепина Олег Демидов.
«Золотые люди, сердца, слова.
Разве знали мы, как богата страна?
Мы смотрели всегда не туда, не на тех.
Но рождаемся заново сменою вех», — декламировала Элина Цыркуль.
«Неистовый играет Вагнер,
Гудят железные стволы,
Им вторят скрипки-автоматы.
— Дай Бог дожить бы до антракта,
Ох, огрызаются хохлы!» — читала Елена Заславская.
После каждого стихотворения зал аплодировал.
Тем временем в павильоне ОМОН дал мастер-класс по рукопашному бою, показывая мальчикам от 4 до
Венера Галеева/«Фонтанка.ру»
В финале дня на главной сцене фестиваля показали военно-патриотический спектакль «Мы непобедимы», который в Петербург привез режиссер из Оренбурга Павел Каштанов. Представление окончательно зарифмовало Великую Отечественную войну и боевые действия на Украине: на афише значилось, что «спектакль основан на реальных событиях ВОВ и СВО». Первый акт оказался кратким сценическим пересказом пьесы Алексея Дударева «Не покидай меня», которую называют парафразом повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». По пьесе в 2014 году был снят сериал с Алексеем Гуськовым, но отзывы на него были прохладные.
Сюжет такой: 1944 год, капитан Михасев получает в командование спецразведгруппу из четырех девиц. Разведчицы должны прикинуться эстрадными артистками, выступить перед фашистами, уничтожить их узел связи и наверняка погибнуть. Сразу после этого начнется Белорусская наступательная операция. Уместить в половину спектакля всю историю не получилось, и повествование закончилось на эпизоде ночной переправы в тыл врага: разведчицы по очереди скидывали плащ-палатки и голышом «ныряли» в ледяную реку. Каждый раз раздавалась печальная музыка и артистка, затянутая в белье телесного света, оказывалась в столбе света. «Мы живем, чтобы стать воспоминанием для наших потомков, — говорит капитан. — Пусть они запомнят нас непобедимыми!»
После антракта начался акт про СВО. И начался он со сцены из фильма «Солнцепек»: в луганской школе детский хор поет «Прекрасное далеко», и в этот момент всех накрывает артиллерийский огонь. Следующий эпизод — капитан Кирилл Мехов в госпитале. «Я одно сплошное ранение, — говорит он медсестричке. — Значит, пора мне на этих подлых нациках отыграться». Взятие «Азовстали» показывают на большом экране, как кинохронику. Кирилл Мехов снова в госпитале. На этот раз у него нет правой руки. «Не грусти, капитан, — говорит ему боевой товарищ. — Компенсацию получишь, в Москву поедешь, Звезду Героя получать из рук Владимира Владимировича».
Мехов в бою потерял всех своих бойцов. «Они или в плену, или под завалами остались», — говорит он. «Неизвестно, какой вариант для них лучше», — отзывается боевой товарищ. К Мехову приходит снайпер Вера. Ее муж Павел прислал ей письмо, значит, жив. «Он изменился душой, — говорит Вера. — Он совсем другой человек теперь. Более подготовленный, более ответственный, более честный. До СВО он для меня был Пашка-раздолбай. А уже в ЧВК таким серьезным мужчиной стал». Между эпизодами звучат песни про Донбасс и Аллею ангелов. В конце медсестра говорит, что капитан Кирилл Мехов умер
Кирилл Мехов — реальный человек, Минобороны сообщало о его подвиге в апреле 2023 года.
«Сценарий писал я сам, — рассказал после спектакля Павел Каштанов. — Ну, собирал по крупицам. Дело в том, что я в свое время в 2015-м году поставил в Челябинской драме целиком спектакль по пьесе «Не покидай меня». Это, я считаю, один из лучших моих спектаклей был. И тогда, если вы знаете, Бетехтин, наш министр культуры (Алексей Бетехтин — министр культуры Оренбургской области. — Прим. ред.), который чего только в жизни не видел, постоянно бывает на всех театральных фестивалях, в слезах зашел за кулисы, меня целовал, обнимал, и говорил: «Ты что с нами сделал?» Ну, я не хвастаюсь, но просто я был в шоке. Это был очень мощный спектакль».
Спектакль, который Каштанов привез в Петербург, мог быть еще мощнее. В Оренбурге в этой постановке играют вице-губернатор и министр здравоохранения области. Но в этот раз губернатор своих подчиненных в командировку не отпустил — на
«Мы бы и завтра сыграли, но сегодня вечером у нас самолет», — говорил Каштанов.
Досмотревшие спектакль до конца покидали «Экспофорум» уже в сумерках. Все экспозиции к этому времени уже были свернуты. Но
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»