Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Бизнес Недвижимость Магазин у дома: как развивается стрит-ретейл в Петербурге

Магазин у дома: как развивается стрит-ретейл в Петербурге

4 342
Источник:

Спальные районы Петербурга активно застраиваются, а с ними развивается и стрит-ретейл, то есть коммерция на первых этажах жилых домов. Кто заполняет встроенные помещения и почему некоторые вывески мы видим чаще других, разбираемся вместе с экспертами «Фонтанки».

Продукты, лекарства, напитки: что есть в каждом ЖК

В новых районах Петербурга высокая конкуренция за коммерческие помещения на первых этажах. На один лот претендуют 3–5 компаний одного профиля. Такие данные приводит Анна Лапченко, руководитель торговой недвижимости NF Group в Северной столице. Это результат проводимой девелоперами концепции «город в городе»: окраины превращаются в самодостаточные локации, где есть всё необходимое для жизни. У тех, кто не работает в центре, гораздо меньше, чем раньше, причин ехать туда.

Понимая, что качественный стрит-ретейл напрямую влияет на привлекательность жилых комплексов, девелоперы еще на этапе проектирования продумывают концепцию «встройки».

«Они могут заранее готовить помещение под профиль будущего арендатора, предусматривая его площадь и конфигурацию, необходимую высоту потолков, системы вентиляции и кондиционирования, наличие витринных окон, зоны разгрузки и другие нюансы, — отмечает эксперт. — Таким образом, повышается ликвидность помещения как для сдачи в аренду, так и для продажи с инвестиционной целью».

По ее словам, самые популярные категории арендаторов — заведения фаст-фуда, алкомаркеты, аптеки, продуктовые магазины. Этот «набор» представлен почти во всех жилых комплексах. Причем лидируют чаще всего федеральные бренды, которые у всех на слуху.

Сами представители сетевого ретейла уверены: развитие инфраструктуры новых кварталов в Петербурге — очень перспективное направление.

«В Москве уровень развития инфраструктуры в районах с плотной застройкой очень высокий, что обусловлено целым рядом причин: дорожными пробками, большими расстояниями и плотностью населения, — считает Андрей Кондратюкин, директор департамента развития торговой сети «Пятерочка» в Северо-Западном федеральном округе. — В Петербурге пробок гораздо меньше, добираться здесь проще. Но если человек живет, например, в Шушарах или Мурино, то дорога занимает достаточно много времени. Поэтому такой запрос актуален и здесь».

В 2023 году в регионе сеть рассчитывает открыть несколько десятков магазинов, причем преимущественно в районах новостроек.

«Ретейлеры очень активно сейчас открываются в новостройках — это как раз Мурино, Кудрово, то есть новые пригороды в Ленинградской области», — добавил Кондратюкин.

Впрочем, только магазинами и аптеками современный стрит-ретейл не ограничивается. Специалисты рынка недвижимости констатируют, что «ассортимент» расширяется в сторону новых интересных форматов, например коворкингов или соседских центров. Это действительно позволяет жителям удовлетворять большую часть своих потребностей (в том числе связанных с работой и досугом), не покидая ЖК.

Чего хотят ретейлеры

Чаще всего коммерческие помещения на первых этажах домов продаются застройщиками на рынке. Их покупают инвесторы для последующей сдачи в аренду.

«При выборе локации для аренды оператор в первую очередь оценивает плотность застройки, количество жителей микрорайона и существующую конкуренцию, — рассказывает Евгения Кулеш, заместитель директора департамента консалтинга Nikoliers.— Помещение выбирается с учетом пешеходного трафика: для общепита и продуктового ретейла в приоритете центральные улицы квартала, по которым проходит максимальное число жителей. Услуги, напротив, предполагают целевое посещение и могут располагаться в локациях с менее интенсивной проходимостью. От величины пешеходного трафика нередко зависит ставка аренды — в помещениях с фасадной стороны ставка может быть выше, чем внутри квартала».

Анна Лапченко считает: если жителей в квартале много, то конкуренты могут открываться рядом — спроса хватит на несколько смежных по профилю арендаторов.

На выбор ретейлеров влияет не только месторасположение, но и характеристики самого помещения. Прежде всего площадь.

«Лет 6–8 назад продуктовые ретейлеры предпочитали формат 350–450 кв. м, — делится наблюдениями Юлия Ружицкая, генеральный директор агентства недвижимости «Главстрой» («Главстрой Санкт-Петербург»). — Сейчас, расширяя свой ассортимент, они охотнее берут в аренду площади от 500 до 700 кв. м. Большую активность проявляют пункты выдачи заказов («Озон», Wildberries), для которых оптимален формат 50–80 кв. м».

Евгения Кулеш добавляет: чаще всего площади на первых этажах домов находит для себя продуктовый ретейл малых форматов, поскольку большим супермаркетам требуется от 700–1000 кв. м и более, а встроенные помещения часто имеют размер до 150–200 кв. м. Новостройки — хороший вариант для развития более гибких операторов, которые могут подстроиться под локацию и расположиться в небольших помещениях.

Андрей Кондратюкин, подтверждая вывод эксперта, приводит в пример опыт «Пятерочки»: «Мы сейчас в основном смотрим торговые залы от 200 метров, то есть само помещение в целом должно быть от 300–350 метров. Максимальная площадь, которую рассматриваем, — до 1000 метров. Главное, чтобы были хорошие планировки».

Представитель федеральной сети обозначил еще одно важное требование для открытия новой торговой точки в ЖК: не меньше 1000–1500 квартир в локации. Понятно, что в одном доме такого количества может и не быть, поэтому в расчет берутся и жители близлежащих домов.

«Мы можем заключить предварительный контракт на аренду объекта в еще строящемся доме, но для того, чтобы открыться, нам в любом случае нужно, чтобы дом был сдан, то есть получен акт ввода в эксплуатацию помещения, и дальше уже мы начинаем работать, — добавил Андрей Кондратюкин. — Без документов, подтверждающих право собственности, мы не сможем получить лицензию, сложности будут с открытием в полноценном формате. Поэтому мы стараемся открываться в тех домах, которые уже сданы. Они могут быть еще не заселены, мы, опять же, готовим место, чтобы оказать людям услугу, когда они заселятся по домам».

Кризис? Не заметили

Интересная деталь: несмотря на объективные сложности в экономике, петербургский стрит-ретейл растет, причем приличными темпами.

«За прошлый год в проектах SetlGroup было открыто более 300 новых точек — это на 30% больше, чем в 2021 году, — рассказывает Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group). — Самыми активными сегментами остаются пункты выдачи интернет-магазинов, аптеки, магазины продуктов у дома и салоны красоты. Наличие инфраструктуры с товарами первой необходимости в шаговой доступности очень востребовано жителями».

Второй по объему текущего строительства застройщик Петербурга, Setl Group, отводит под коммерцию 3–6% от площади квартир. Похожие цифры у другого крупного девелопера, компании «Главстрой Санкт-Петербург», — 5–7%. Впрочем, если конкретный корпус расположен рядом с большим трафиком потенциальных клиентов, на первой линии, то коммерческие помещения у этого застройщика могут занимать сразу несколько этажей и до 10% от общей площади.

«Доля коммерческих площадей в Санкт-Петербурге в среднем составляет 5% от общей площади квартир. В элитном сегменте — около 10%, — добавила Анна Лапченко. — При этом универсального ответа для определения объема коммерческих площадей и состава арендаторов нет. Расчет необходимого ретейла делается на этапе проектирования и рассчитывается исходя из объемов строительства самого ЖК и количества жителей (текущего и прогнозируемого) в зоне охвата, а также на основе анализа существующего и перспективного ретейла в зоне досягаемости».

Кстати, «Главстрой Санкт-Петербург» кардинально изменил подход к управлению стрит-ретейлом в своих проектах: компания стремится не продавать, а самостоятельно управлять коммерческой недвижимостью.

«Когда девелопер продает построенные коммерческие помещения, то он практически не может влиять на то, как будет развиваться коммерческая инфраструктура жилого комплекса, — объясняет Юлия Ружицкая. — Помещения могут перепродаваться, и со временем карта района претерпит значительные изменения. Получается, что для гармоничного, контролируемого развития новых жилых кварталов фактически требуется единый оператор. В том числе поэтому мы приняли решение перейти к полноценному управлению собственными коммерческими площадями. Помещения, построенные в ЖК «Северная долина» и «Юнтолово», не продаются, а предлагаются в аренду, что позволяет компании полноценно и долгосрочно влиять на развитие коммерческой инфраструктуры жилых комплексов».

При выборе арендаторов девелопер ориентируется на два ключевых фактора. Первый — вид деятельности компании. Второй — размер бизнеса. У крупных и средних компаний есть опыт открытия новых торговых точек и четкие регламенты работы.

«Например, одна крупная федеральная продуктовая сеть открывает любой магазин за 45 дней, вне зависимости от внешних факторов», — рассказывает представитель «Главстроя».

Андрей Кондратюкин подтверждает принципы работы федеральных сетей.

«Срок запуска нашего магазина в среднем составляет не больше месяца, — говорит директор департамента развития «Пятерочки» в СЗФО. — За этот срок мы открываем новый магазин у дома в новой концепции: с готовой едой, кофе-поинтами, выпечкой из собственной пекарни».

По его словам, федеральный ретейлер, к которому за покупками ежедневно приходит несколько миллионов человек, выполняет и социальную функцию.

«Так как наши магазины находятся практически в каждом дворе, мы можем выступать как социальные хабы для жителей района, помогая развивать атмосферу добрососедства и взаимопомощи, — пояснил он. — Например, в рамках нашей программы "Пятёрочка с заботой" мы реализуем проект "Центры местного сообщества", в рамках которого создаем инфраструктуру для создания и укрепления соседских связей. Пространства наших магазинов становятся точками для объединения людей по интересам. Например, мы проводим акции совместно с благотворительным фондом "Добрый город Петербург", местными активистами, художниками, музыкантами, которые могут реализовать свои идеи — а мы предоставляем им для этого пространство магазинов».

Также «Пятёрочка» вносит свой вклад в развитие инфраструктуры для экологически чистого транспорта: в Санкт-Петербурге на базе одного из магазинов сети уже установили первую зарядную станцию электромобилей, в планах — открыть еще 11 (в Санкт-Петербурге и Москве).

В целом, по мнению собеседника «Фонтанки», продуктовые сети являются драйверами развития коммерции в новых районах. Чаще всего именно они первыми «заселяют» первые этажи домов, вслед за ними подтягиваются другие арендаторы. Ведь приходить на «разогретую» площадку уже легче.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях