Сейчас

+10˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+10˚C

Переменная облачность, Дождь

Ощущается как 9

1 м/с, с-в

756мм

77%

Подробнее

Пробки

1/10

«Где у нас тут ближайшее бомбоубежище?» Что в муниципалитете рассказали детям и взрослым о защите в случае ЧС

27066

«Фонтанка» уже рассказывала, что занятия по гражданской обороне проходят в муниципалитетах Петербурга регулярно, и ранее побывала на таком в МО «Коломна». Следующее объявление, что попалось на глаза корреспондентам, разместило на автобусных остановках и в соцсетях МО «Правобережный» в Невском районе. Для жителей муниципалитет организовал открытое практическое занятие по подготовке и обучению неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. У работающего населения сразу возник логичный вопрос: «А нам что, не надо обучаться?» И на него есть не менее логичный ответ: обучение сотрудников возлагается на работодателя, но «присутствие желающих не запрещается». Среди таких желающих оказался и корреспондент «Фонтанки».


Как звучит сирена


«Жаль, что так рано будет мероприятие по времени», — написала под анонсом в соцсети одна из жительниц. Время и правда было удобное для целевой аудитории — 11 утра буднего дня. К этому моменту на небольшой площади у здания местной администрации уже собралась толпа. Два десятка детей, на вид лет 11–12, в синих галстуках на шее, окружили лектора. Чуть подальше от них на скамейках по левое и правое крыло от статуи грифона — символа округа — расположились 7–8 пенсионерок и внимательно наблюдали за происходящим.

Контакт с аудиторией у Александра Тарасова, инструктора-консультанта учебно-консультационного пункта по обучению населения способам защиты и действиям при ЧС, уже был налажен. Он рассказывал про мобильное приложение https://mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4282496 «МЧС России», которое подсказывает, как действовать в той или иной чрезвычайной ситуации. Не обязательно при техногенной катастрофе, иногда достаточно застрять в лифте, заблудиться в лесу или услышать сигнал «Внимание всем».

— Все знают, как звучит? Понял, напоминаю.

Инструктор взял ручную сирену, и на весь двор раздался вой, похожий на тот, что регулярно пугает петербуржцев из громкоговорителей то в одном, то в другом районе города. Так Городской мониторинговый центр проверяет работу системы оповещения.

— Понятно, да? Несколько раз… Что мы делаем по этому сигналу, тоже знаете? Сейчас определимся. Если не знаете, открываете это приложение, открываете [раздел] «Сигнал: «Внимание всем» и действуете в соответствии с этой инструкцией.

— А если интернета нет? — спросила одна из пенсионерок.

— Оно не связано с интернетом, — успокоил Тарасов и продолжил, обращаясь к детям: — По какому телефону мы звоним, когда у нас что-то происходит, что-то случается?

— 9–1–1! — прокричали несколько голосов.

— Вот, это жертвы западного кинематографа. Насмотрелись боевиков, 9–1–1! — шутливо пожурил он. — У нас какой номер телефона главный?

— 112, — исправились школьники.

— Правильно, ребят, 112! Кстати, наши умники, — молодцы, кто это придумал, — можете звонить и 9–1–1, оно переключит на 112. Поэтому не стесняйтесь. Так вот, этот номер телефона еще обладает очень важной так называемой методической функцией. Если у вас даже еще что-то не случилось, вы не знаете, как поступить, можете по этому телефону позвонить и спросить: «Что мне делать?» Разбили градусник, открытый люк, кто-то дерется, позвоните по этому номеру телефона.

— А если бомж спит в автобусе? — спросил один из мальчиков.

— Звони!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Кому хватит бомбоубежищ и противогазов. Смольный рассказал, насколько готов к чрезвычайным ситуациям


Конфликт поколений


После этого детей начали знакомить со средствами защиты. Двум мальчикам и одной девочке раздали по противогазу и предложили посоревноваться, кто быстрее наденет. Раньше всех справился самый активный и говорливый Саша (имя изменено). Он на протяжении всего занятия ассистировал инструктору. У девочки сначала не получилось. Противогаз вывалился у нее из рук и, кажется, сломался. Наставник помог ей надеть его и подарил со словами: «Будешь дома тренировать родных».

Пока детей учили: если что-то случилось или кому-то стало плохо, даже если вы не знаете, что делать, не проходите мимо, поскольку «человеческая жизнь важнее вашей ошибки», на «зрительских местах» случился конфликт поколений. Девушка-слушательница подошла, чтобы сфотографировать инструктаж, и закрыла пожилым дамам обзор.

— Вы мешаете бабушкам смотреть.

— Мне надо фотографировать.

— Девушка, встаньте к урне и оттуда фотографируйте.

— Подождите, пожалуйста, минуту.

Почувствовав явное численное превосходство, девушка отошла и встала к грифону. По старушкам медленно ползла тень, сидеть на скамейке становилось зябко. Немного послушав, что будет дальше, бабушка с палками для скандинавской ходьбы поднялась со своего места и собралась было уходить:

— Завтра будет радикулит. Оно мне надо? — обратилась она к соседкам.

Но все-таки она отсидела и мастер-класс по массажу сердца, и искусственное дыханию однорукому манекену. В игровой форме детям показывали, как правильно накладывать жгут самому себе, — кстати, не у каждого взрослого получилось бы с первого раза, — и делать останавливающие кровотечение повязки, как перетаскивать человека, если он пострадал и получил травмы, что делать, если он подавился, почему важно, чтобы дома был огнетушитель, и на что обратить внимание при его выборе. Если огнетушителя дома нет под рукой, можно использовать при пожаре простой советский… долго не могли отгадать.

— Девочки, вы с закрытыми глазами его найдёте, — подсказывал инструктор.

— Мицеллярная вода? — спросил юноша, который явно хорошо изучил «женскую» полочку в ванной.

— Стиральный порошок! — сдался взрослый.

— И зачем он нам нужен? — удивилась одна из девочек.


Где тут ближайшее бомбоубежище?


Вроде все понятно, а теперь вопросы.

— Можно сирену еще раз? — закричали дети.

— Нет.

— Ну почему? Пожалуйста!

— А теперь скажите мне, что мы делаем, когда слышим эту сирену? — инструктор снова направил детское внимание в нужное ему русло.

— Прячемся. В подвал уходим, — набрасывали версии.

— Вот вчера был налет. На Москву восемь дронов летело, видели?

— Нет. Ааа… да-да-да, их потом подвинули.

— Вот как раз и звучала сирена. Что мы делаем, когда услышим эту сирену?

— Закрываем окна и идем в помещение без стекол, — снова пошли версии. — В ванную, и ложимся.

— Ребята, что такое сирена? Она привлекает ваше внимание. Это значит, нужно что сделать? Первое, самое главное, — это включить радио, телевизор и прослушать, что произошло. Прекращаются все телерадиопередачи, и идет сообщение — оно повторяется несколько раз, — о том, что произошло. К примеру, прошел сигнал, вы включили, и там говорят: «Воздушная тревога».

— А если в этот момент на улице?

— Идешь домой, включаешь телефон, смотришь новости и так далее.

Также если что-то случится, сработает смс-оповещение. На телефон придет сообщение, в котором будет написано, что именно произошло и какие действия нужно предпринять: эвакуироваться, спрятаться в убежище, подготовить средства защиты и так далее.

— Скажите, пожалуйста, а где у нас тут ближайшее бомбоубежище? — спросила та самая женщина с палками.

— О, хороший вопрос, спасибо! Внимание! Поступил вопрос. Правильно, его везде и всюду задают. Где у нас находится убежище? — это был вопрос, обращенный в зал.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Фонтанка» показывает, как выглядит бомбоубежище изнутри

Первыми объектами, о которых вспомнили дети, были метро и подвал жилого дома.

— Метро закрывается через 15–20 минут после объявления сигнала «Внимание всем», поэтому на метро не рассчитывайте, — объяснил инструктор. — Я вам просто говорю, где вы можете найти эту информацию. Вы можете позвонить по телефону 112 и сказать: «Я — Марья Ивановна, проживаю там-то». Я же вам говорил, что 112 обладает еще такой функцией…

— Туда бы еще дозвониться в этот момент, — заметила пенсионерка.

— Сейчас, секундочку. Можно я отвечу? И спросить [в «112», где ближайшее бомбоубежище]. Вы же не спрашиваете, где тут сеть по нашему району, вы спрашиваете, где конкретно у меня, рядом с моим домом. Это не является государственной тайной. У нас есть еще один замечательный телефон, запомните его пожалуйста: 004. Это городской мониторинговый центр. В «112» вы не дозваниваетесь — звоните туда. Там то же самое, работает как «112», может быть, даже еще лучше.

— По «Горуслугам» уже неделю не могу к врачу записаться, а вы говорите… — ворчала старушка.

О ближайших убежищах также должны знать органы местного самоуправления. Подошедшие ближе к спикеру взрослые зашушукались с представительницей муниципалитета. Она сообщила, что единственное ближайшее готовое к приему людей бомбоубежище находится в районной администрации по адресу: проспект Обуховской Обороны, 163. Остальные не готовы, но она оговорилась, что имеет в виду 100-процентную готовность, то есть оснащение продовольствием, водой, теплыми вещами и тому подобным. А так подвальные помещения есть в каждом доме.

— Какая высота полета дрона? — подоспел еще один актуальный вопрос от другой пожилой слушательницы.

— Они могут лететь очень низко. Это низколетящая цель. Она мало того, что низколетящая, еще и маленькая, ее трудно определять. Но тем не менее восемь дронов было. Видите, три посадили, а пять сбили. Даже при наличии той системы противовоздушной обороны, которая есть в Москве, но Петербург тоже хорошо защищается, — успокоил инструктор с 24 годами службы в ПВО за плечами. — Но опять-таки нельзя обеспечить 100-процентную защиту.

Тарасов рассказал, что участвовал ранее в мероприятии движения «Кибер Фронт Z» с названием «600 секунд». Тогда он спросил организаторов, почему именно 600? «Они говорят: «Как раз 10 минут — это время подлета ракеты». Подлетное время на пике. Раньше было 13 минут. А сейчас Финляндия вступила в НАТО, и того меньше получается», — рассуждал он.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Владлена Татарского убили на одном из мероприятий «Кибер Фронта». Что на них происходило раньше


«Всё это сказки»


Уже после того, как большинство слушателей разошлись с благодарностями за интересное занятие, оставшиеся смогли задать дополнительные вопросы подошедшему к администрации подполковнику МЧС. Среди них была все та же пенсионерка с палками. Она, как в целом и корреспондент «Фонтанки», так и не поняла, как ей спастись в случае ЧС. Подполковник начал с теории.

— Убежище — это защитное сооружение, которое защищает от радиации, химии и осколочно-фугасного воздействия. Может быть противорадиационное укрытие, от радиации и опять же от фугасного воздействия. А так... любой подвал жилого дома.

— Там 16 этажей. Вот они все рухнут на меня, — сомневалась женщина.

— Неправда, не рухнут. Донецк восемь лет доставали, не достали. Люди по подвалам сидели, — успокаивал Тарасов.

Тем не менее, кажется, аргументы о том, что защитные объекты строились в послевоенное время, когда страна понимала, что и как нужно строить, а при сдаче современных домов подписывается гора актов и согласований, человека советской закалки не убедили.

— Я и гражданской обороной занималась в свое время, и политруком была нашей санитарной дружины, все знаю. Так что, все это сказки, развлечения… — заключила она.

Корреспондент «Фонтанки» же решил проверить, действительно ли по номеру 004 можно узнать, где находится ближайшее к дому бомбоубежище. Оператор сообщила, что такой информации у нее нет, и дала телефон дежурного помощника главы администрации Невского района. Там, не дослушав адрес, уверенно ответили: «Метро».

— А говорят, метро не катит, и якобы оно закроется.

— Кто говорит?

— Ну я просто была на занятиях по гражданской обороне сегодня…

— Ну, я вам говорю, что самое эффективное место укрытия — это метро. В случае какой-то [катастрофы] вам необходимо в ближайшее время [бежать] в метро.

— Оно разве не закрывается через 15–20 минут после сигнала «Внимание всем»?

— Наоборот. Если вы хорошо учились на гражданской обороне, вы же понимаете, что сигнал оповещения «Внимание всем», он о чем регламентирует? Скажите мне, пожалуйста… Вы задаете вопрос, куда мне бежать, потом второй вопрос задаете, не закрывается ли метро. Ну как…

— Ну мне так инструктор сказал, что же я могу поделать.

— Я вам говорю, что ближайшее место — это метро. Во-первых, там есть возможность организовать и подвоз воды, и всё-всё-всё.

Что делать, если метро находится от дома более чем в получасе ходьбы, каких-либо альтернатив в администрации назвать не смогли.

Похоже, придется пользоваться последней рекомендацией инструктора — не плошать самому и по мере возможности позаботиться о своей безопасности самостоятельно.

Окончательно запуталась и пошла закупать респираторы Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

© Фонтанка.Ру
ЛАЙК8
СМЕХ33
УДИВЛЕНИЕ1
ГНЕВ9
ПЕЧАЛЬ3

Комментарии 74

Гость01 Июн 2023 в 14:38
После статьи корреспондента зашла в группу в "вконтакте", где указана тема занятия: "первая помощь". При чем здесь бомбоубежище? В чем вообще заключается работа корреспондента? При прочтении складывается ощущение, что написано одним из детей, присутствующем на этом обучении. Где в статье изученная журналистом законодательная база - кто, когда должен сообщить сведения о бомбоубежище, что сделал журналист, чтобы получить информацию официальную от гос органов, почему темой для статьи про бомбоубежище стало занятие по первой помощи; если сказанные сведения недостоверны, то куда следует обратиться...
То, что убежища не готовы ооочень печально и, возможно, мы столкнемся с проблемами. Вместе с тем, публикуется статья корреспондента Фонтаки, как чукотская песня - что вижу, то и пою. Какие варианты видит корреспондент, куда обратиться, должны ли на таких занятиях предоставлять инфо по бомбоубежищам или может журналистский запрос направить не прописано вообще. Никакой пользы от статьи(

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close