Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Доброе дело Общество Что патентуют в России фонтанка pro 135 патентов. Как продолжать изобретать, когда тебе за 80

135 патентов. Как продолжать изобретать, когда тебе за 80

25 482

Петербуржец разрабатывает способы быстрой очистки рек от нефтепродуктов, спасения экипажа вертолета и автоматизации штамповочного оборудования на заводе. «Фонтанка» рассказывает удивительную историю рядового рабочего, который продолжает изобретать в 83 года — и верить в успех.

Одна из наиболее интересных идей Михаила Беллавина — устройство для очистки водоемов от нефтепродуктов. Новатор предложил использовать для этого герметичную пленку, прикрепив один ее конец на катер, а второй — на баржу. Часть пленки должна быть пузырчатой и благодаря этому всегда оставаться над водой. Когда катер проплывает вокруг загрязненного участка, пленка окутывает его со всех сторон. Затем ее начинают сматывать — в результате загрязнения улавливаются, как в сачок.

Идея была запатентована в 2016-м. Через некоторое время Беллавин придумал модификацию устройства — для ограждения участка реки у дома отдыха или санатория. Принцип работы похожий: территорию окружают пленкой, но на этот раз крепят ее концы на дне у берега с помощью железобетонных блоков. Предполагается, что так в воду не попадет грязь, а барьер не будет мешать течению реки и жизни ее обитателей.

Михаил Беллавин

Михаил Сергеевич постоянно выдумывает что-то новое. За 50 лет у него накопилось огромное количество находок: в области машино- и автомобилестроения, авиации и судоходства, пищевой промышленности, сельского хозяйства и медицины. А увлечение изобретательством выросло в дело всей жизни.

«Я что, зря учился?»


Михаил Беллавин родился в 1939-м. Ему было всего два, когда началась блокада. Эти тяжелые годы его семья провела в Ленинграде. «Хорошо, что я жил на Пороховых. Там своя картошка, огород. У соседей была корова, которая давала молоко», — вспоминает Михаил Сергеевич.

Юный Кулибин получил высшее образование, когда ему исполнилось 30, но до этого попробовал себя в разных специальностях. Сперва учился в Ленинградском институте авиационного приборостроения, затем перешел в Северо-Западный заочный политехнический институт, где изучал радиотехнику.

По окончании учебы Беллавин стал рабочим. Трудился на электромашиностроительном заводе: сначала в литейном цеху, потом в кузнице.

«Время такое было, я женился, — объясняет будущий творец выбор карьерного пути. — Но главное: на заводе у меня голова была свободна. В какой-то момент я подумал: „Я что, зря учился, получается?“ И решил заняться изобретательством. Мало ли, из этого что получится».

Креатив как хобби


Первое авторское свидетельство Михаил Сергеевич получил в 1975-м. Тогда он изобрел усовершенствованное устройство для перемещения и захвата штучных заготовок. Оно могло автоматизировать работу штамповочного оборудования в кузнице, где в тот момент работал его создатель.

На заводе не стали использовать эту идею, но изобретатель не сдавался. Через четыре года он разработал, описал и запатентовал грузовой строп, с помощью которого тяжелые предметы можно было ставить на опору без участия человека. Предохранительную защелку в таком устройстве не нужно было отжимать вручную — это происходило автоматически. «Устройство действительно начали использовать. А еще мне тогда дали значок „Изобретатель“», — хвастается Беллавин.

После 1970-х наш герой забросил рационализаторство: другие его идеи не получили признания, к тому же совмещать креатив с работой оказалось непросто. Но всё изменилось спустя десять лет. Михаил Сергеевич вышел на пенсию, начал работать охранником на том же заводе — и снова принялся изобретать.

Начиная с 1990-х Беллавин стабильно получает по несколько патентов в год. Все авторские свидетельства и чертежи бережно хранятся у русского да Винчи в картотеке. Он за минуту достает из нее первый документ, датированный 1975 годом, — на шершавой желтой бумаге, с меткой Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий. «Тогда мне по пять экземпляров таких бумаг присылали», — с гордостью произносит Беллавин.

В описаниях своих устройств он помнит каждую деталь. Их у него набралось уже 135 — и за каждым документально закреплено авторское право.

«Вдруг что-то получу»


Такое внушительное количество идей автор объясняет несколькими причинами. Во-первых, после выхода на пенсию у Михаила Сергеевича «освободилась голова» и появилось больше времени. А во-вторых, изобретатель решил не ограничиваться одной темой: он творит не только на пользу охраны окружающей среды и машиностроения, но и на благо пищевой промышленности, жилищного строительства, авиации, судоходства.

«Один известный советский изобретатель говорил: как правило, изобретения получаются у самых настоящих дилетантов. Потому что им всё кажется новым. Вот у меня так и получается», — объясняет Беллавин.

Хотя Михаил Сергеевичу уже 83, он продолжает творить. На нашей встрече он серьезен, в глазах — сосредоточенность и вдумчивость, будто в его прошлом — многолетняя научная работа в университете.

Сейчас Беллавин увлечен авиаприборостроением. Так, недавно он подал в Роспатент заявку на усовершенствование придуманной им конструкции вертолета. До этого Михаил Сергеевич предлагал крепить к летательному аппарату турбину, дополнительный двигатель, насос и воздухозаборник. В случае аварии они могли бы качать воздух, увеличивая или уменьшая силу подъема, чтобы «вертолёт» плавно приземлялся. А теперь автор идеи хочет снабжать аппарат емкостью с воздухом — своего рода подушкой безопасности, как в автомобилях.

«Мне нравится изобретать. Это ведь как играть в карты: каждый раз думаешь: а вдруг я за это что-то получу? Может, известность какая-то будет», — улыбается Беллавин.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях