Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино «За «Оскаром» режиссер не ездил». Не стало Владимира Меньшова

«За «Оскаром» режиссер не ездил». Не стало Владимира Меньшова

32 406
Владимир Меньшов

автор фото Ирина Бужор/«Коммерсантъ»

5 июля на 82-м году жизни скончался режиссер, снявший лучшие фильмы о любви — «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби». Его фильмы знают все, поэтому «Фонтанка» в этот день вспоминает не их, а эпизод из его жизни — один, но говорящий о многом для нашей страны.

Если открыть список оскаровских лауреатов от Советского Союза, он будет короток. «Разгром немецких войск под Москвой», «Война и мир», «Дерсу Узала», а следующим пунктом — «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. После него — тоже немного: «Утомленные солнцем» и «Старик и море».

Об «Оскаре» в России уже принято отзываться в духе «ну и не больно надо было» (мол, не надо равняться; это только политика; снимают не ради наград), вот только, как ни крути, именно эта награда остается общепризнанным мерилом мирового признания. И получить ее — высшая точка триумфа для режиссера. Но, чтобы насладиться этим триумфом, как показывает история нашей страны, недостаточно — быть талантливым. Недостаточно — суметь снять фильм и сделать так, чтобы он прошел все инстанции и добрался до зрителя. Недостаточно — чтобы его полюбили и чтобы он разошелся на цитаты, а герои вошли в жизни миллионов сограждан. Режиссеру нужно еще «правильно» себя вести.

Когда Владимир Меньшов был удостоен «Оскара» за эту простую человеческую историю — не эпос, не экранизацию великого труда великих классиков русской литературы, — это был уникальный момент для нашего кино. Победила мелодрама о людях, о любви — при том что этот фильм в Советском Союзе первое время громили как «потакающий низким вкусам». В описании этого момента на минкультовском сайте «Культура.рф» и сейчас лаконично говорится: «За «Оскаром» режиссер не ездил. Более того, узнал о присуждении престижной награды из программы "Время"».

Хоть брежневские времена клонились к закату, фактически от времен Бориса Пастернака (вынужденного отказаться от Нобелевской по литературе) страна далеко не ушла: Меньшова просто не выпустили из страны на церемонию. Причем, что характерно, не последнюю роль сыграли «свои же» — из творческого цеха (незабвенное довлатовское «кто написал четыре миллиона доносов?»). А на словах режиссеру вдобавок дали понять, что в его успех не верят.

В интервью он вспоминал, как пришел к тогдашнему министру культуры, а тот посмотрел на него с усмешкой и сообщил, что в шорт-листе вместе с его картиной ленты Акиры Куросавы и Франсуа Трюффо — в общем, классики. А он вроде как аутсайдер, и посылать его — смысла нет, результата можно и дома подождать.

Оставшийся ждать результата дома «невыездной» Меньшов, о чем неоднократно потом вспоминал в беседах с журналистами, крутил ручку в поисках «вражеской» радиостанции, чтобы узнать, кого наградили «Оскаром». Сквозь помехи удалось понять только, что церемония переносится на другой день — из-за покушения на Рейгана.

И только на следующий день после вручения уже в коридоре Союза кинематографистов он услышал, что о нем за спиной говорили как о лауреате. Не поверил, решил, что шутка: было 1 апреля. Но оказалось — правда. А статуэтку на сцене в Америке получал представитель российского посольства — на Западе говорили, кагэбэшник.

Казалось бы, хеппи-энд, враги посрамлены? Ничего подобного, обидеть художника Родина умудрилась и тут: статуэтку Меньшову не отдали. Уже спустя несколько лет, когда вручалась премия «Ника», статуэтку «Оскара» хотели дать ему подержать на камеры, а за кулисами забрать назад — но режиссер не поддался и забрал причитавшееся домой.

Потом Меньшова сделают главой российского оскаровского комитета — того, который выдвигает фильмы от нашей страны на премию в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». И, будучи в этом комитете, он найдет в себе смелость отказаться подписывать в 2011 году решение о выдвижении на «Оскар» от России «Утомленных солнцем — 2: Цитадель» Никиты Михалкова — за недоказанностью состоятельности этой картины. Как потом рассказывал Меньшов, в тот же год выдвигались «Фауст» Александра Сокурова (его отметили «Золотым львом» в Венеции) и «Елена» Андрея Звягинцева, триумф которой случился в Каннах. Но поехал все равно Михалков — и картина не попала даже в номинацию, а российский оскаровский комитет разогнали. Правда, Меньшова скоро позвали вновь: это делить награды можно без талантливых людей, а работать без профессионалов не получается.

Кстати, о том, кто написал на него доносы, Меньшов никогда не пытался узнать.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях