33

Все рельсы в гости будут к нам. Смольный хочет привезти студентов в кампус СПбГУ за федеральный счет

Тур Смольного за федеральными деньгами на городские дороги и транспорт продолжается. Беглов просит президента проспонсировать кампус СПбГУ в Пушкинском районе, чтобы не превратить его в невыездное гетто.

автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
ПоделитьсяПоделиться

Губернатор Петербурга Александр Беглов сообщил президенту, что для транспортного и инженерного обеспечения кампуса СПбГУ «целесообразно проработать варианты софинансирования с привлечением федерального бюджета». В качестве «экономического обоснования» — полмиллиона человек, проживающих поблизости, в качестве реципиентов — все возможные виды транспорта, от метро и трамвая до высокоскоростного поезда.

По данным «Фонтанки», письмо Беглова Владимиру Путину было направлено в конце апреля. В нем губернатор напоминает об утвержденной еще в 2018 году концепции кампуса и так называемой Технологической долины СПбГУ в Пушкинском районе.

На 150 га должны разместиться: научно-технический медицинский колледж со стационаром на 300 мест и лабораторным блоком на 1 тысячу мест; учебные и учебно-лабораторные корпуса на 25 тысяч студентов; блок обеспечения деятельности университета на 4 тысячи человек; общежитие на 25 тысяч мест с гостиницей на тысячу; конгресс-центр на 5 тысяч участников; объекты спортинфраструктуры на 8 тысяч занимающихся.

Губернатор, впрочем, подчеркивает, что всего на прилегающих территориях проживают полмиллиона человек — Пушкин, Павловск, Колпино, Славянка. Так что транспортное обеспечение кампуса увязано и с этими районами, это уже несколько иной объем. Градостроительное обоснование и концепция предполагают участие федерального бюджета — по крайней мере, называют его целесообразным. «Прошу поддержать позицию города», — подытоживает Беглов. По данным «Фонтанки», Владимир Путин поручил главе правительства Михаилу Мишустину проработать вопрос и представить план совместных действий.

Сама постановка вопроса несколько напоминает фразу хоккеиста Мити в фильме «Брат-2», когда Данила Багров приносит ему сумку с трудом добытых денег спортсмена: «Там еще проценты были...» В том смысле, что федералы и так уже берут на себя финансирование строительства самого кампуса: на старте проекта говорилось о каких-то частных инвесторах, но в правительственных документах значится только бюджет, причем субсидии до 2028 года составляют 47 млрд рублей. 430 млн уже направлены на проектирование, занимается этим «Студия 44». Однако теперь Смольный говорит: «Там еще на дороги надо бы...»

Конкретная сумма не называется. Ранее КРТИ называл ориентировочный объем затрат на транспортную инфраструктуру — 11,5 млрд рублей. Но особо подчеркивал, что это без рельсового транспорта. А Беглов упаковывает в письмо все, что когда-либо звучало применительно к кампусу — и к прилегающей территории: «строительство радиальных и широтных магистралей с устройством транспортных развязок с железнодорожной линией и магистралями непрерывного движения... а также строительство линий скоростного трамвая, обеспечивающих связь территории... с конечными станциями новой линии метрополитена, конгрессно-выставочным центром «Экспофорум», аэропортом Пулково и Юго-Западной частью Санкт-Петербурга».

Это, прямо скажем, предельно полный комплект. Разделить его можно на несколько направлений. Если говорить о дорожном строительстве, то сейчас реализуются несколько объектов. К примеру, Южная широтная магистраль (первый участок — от перспективной Южно-Волхонской дороги до пересечения шоссе Подбельского с Сетевой ул.). «Строительство участка с путепроводом через ж.-д. пути Витебского направления позволит соединить Петербургское шоссе, Московское шоссе (в Пушкинском районе) и в перспективе автомобильную дорогу федерального значения Р-21 «Кола», — говорят в аппарате вице-губернатора Максима Соколова, — создать на данном участке дублер Кольцевой автомобильной дороги, перераспределить транспортные потоки с участка КАД, работающего в режиме перегрузки». Здесь срок реализации — до 2025 года.


Кроме того, продолжается проектирование и строительство различных этапов продолжения Софийской улицы. Проектирование нескольких объектов закончится в текущем году: реконструкция М-10 в районе транспортной развязки с трассой М-11, а также реконструкция Колпинского шоссе от М-10 до Промышленной ул. и примыкание Северской ул. Вся стройка по ним должна уложиться в 2025 — 2027 годы.

Далее непосредственно для кампуса и Технологической долины просчитаны несколько первоочередных шагов. Во-первых, построить подходы к путепроводу через М-11 в створе Ям‑Ижорского шоссе; во вторых — продлить Промышленную улицу от Колпинского шоссе до Московского; соорудить Тярлевский путепровод в створе Московского шоссе и транспортную развязку Ям-Ижорское шоссе — Московское шоссе.

Сюда же можно отнести проектирование концессионной линии скоростного трамвая «Купчино — Шушары — Славянка». Проект планировки надо закончить в третьем квартале этого года, стройка запланирована до 2025-го.

Фото: ЦТП
ПоделитьсяПоделиться

Однако это не все. В схеме, которую разработал Центр транспортного планирования, на кампусе или рядом с ним клином сходятся все возможные виды транспорта. Здесь, в частности, видно продление Кировско-Выборгской линии метро южнее «Проспекта Ветеранов», одна из станций — прямо на границе кампуса. Это старый проект, на данный момент виртуальный даже для схемы развития метрополитена: она заглядывает за 2030 год, но все равно видит только перспективный отросток через «Ульянку» и «Авиагородок» до аэропорта. Планы Смольного, судя по комментарию транспортного блока, простираются дальше: «через «Пулково», территорию конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» и территории активного жилого строительства». Правда, там признают, что отраслевая схема этого не предусматривает, вариант обсуждается только на долгосрочную перспективу. Как и еще один пункт: тактовое железнодорожное движение до Витебского вокзала, при котором пассажиров будут доставлять до станции «Царское Село» общественным транспортом.

На сюжет с метро, затаив дыхание, смотрит УК «Старт Девелопмент», девелопер города-спутника Южный: если ветку начнут копать до кампуса, то доберутся и туда, а строителям только этого и надо. Напомним, компания предлагала сама строить подземку на принципе концессии, но сейчас все замерло. «Мы сохраняем намерение участвовать в этом проекте как одна из сторон государственно-частного партнерства, — рассказал «Фонтанке» Сергей Хромов, генеральный директор ООО «Город-спутник Южный». — При этом уточню, что под метро мы подразумеваем скорее не подземную трассу, а надземную линию. Такие наработки, насколько я знаю, уже были представлены правительству города (группой ВИС. — Прим. ред.). Мы реализуем проект на не застроенной территории, в greenfield, прокладывать ветку тут легче, можно сделать земельный сервитут на не застроенных полях — выделить территорию под дополнительные дороги». В конечном итоге в Южном должен сложиться полноценный транспортно-пересадочный узел на территории ИТМО Хайпарк.

Но перед этим он сложится у СПбГУ. «Проработан вопрос возможности устройства транспортно-пересадочного узла в зоне размещения перспективного депо метрополитена, включающего перехватывающую парковку, ж.-д. станцию высокоскоростной (специальной) железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург, остановок наземного городского пассажирского транспорта, включая остановки перспективной линии трамвая и автовокзала», — говорят в Смольном. Это место, насколько можно судить, отмечено на схеме ЦТП фиолетовым пятиугольником.

Впрочем, насчет станции ВСМ есть вопросы. «Фонтанка» подробно писала о предполагаемой трассировке магистрали. В официальных материалах на сайте МЭР говорится, что от Московского вокзала по территории города ВСМ идет в едином коридоре с Октябрьской железной дорогой — до Обухово, переходит КАД, а после пересечения границ Фрунзенского и Колпинского районов отклоняется на запад и проходит в створе Софийской улицы, пересекая по пути следования реку Мурзинка и водохранилище Нижнее Кузьминское. «На территории Фрунзенского района между главным ходом Октябрьской железной дороги и ТЭЦ-22 планируется строительство технической станции Обухово-2 ВСМ, — сообщается в документах. — В районе Ижорского завода, ось ВСЖМ-1 продолжает прямолинейное движение до границ г. Санкт-Петербурга».

Фото: сайт Министерства экономического развития
ПоделитьсяПоделиться

Следующая станция ВСМ после Обухово запланирована уже у деревни Турово, что неподалеку от Тосно, она называется Жаровская. Однако, если верить схеме, между ними должна появиться платформа для студентов. В Октябрьской железной дороге на вопрос «Фонтанки» ответили: «Разрабатываемые сейчас проектные решения ВСМ предполагают прохождение трассы по Санкт-Петербургу в створе главного хода ОЖД, в стороне от г. Пушкин. Организация остановочного пункта для высокоскоростных поездов в районе Пушкина не планируется».

Эксперт по транспорту в агломерациях и автор телеграм-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов считает, что дополнительная станция для ВСМ на юге города нужна и пассажиропоток там будет высокий. Однако он считает, что ЦТП хорошо учитывает интересы автомобилистов, но забывает про остальных. «Схема, с одной стороны, выглядит интересно, — говорит он. — У нас на территорию кампуса приведена ну очень-очень-очень перспективная, то есть утопическая линия метрополитена. На территории, прилегающей к кампусу, предполагается станция ВСМ. Но не ясно, а что же из этого будет использоваться студентами. Потому что на метро — с тем диким количеством остановок, которое предусмотрено, — даже до окраин Петербурга получится очень долго. Электрички гораздо быстрее. Трамвай, который идет практически по границе кампуса, в него не заходит, а он мог бы быть большим подспорьем, особенно в подвозе к железнодорожной платформе «Детскосельская». Новые остановки электрички между Павловском и Царским Селом не предусматриваются. Очень странная схема обеспечения студентов и преподавателей, не направленная на них».

Справка

Смольный за последнее время активизировался на ниве привлечения федеральных средств в дорожную и транспортную отрасль города. Средства Фонда национального благосостояния замысловатым образом могут пойти на приобретение вагонов для петербургского метро. В теории, по федеральной программе, госбюджет может вложиться и в наземный электротранспорт города. Правительство направило заявку на софинансирование строительства подземки — это должно сдвинуть сроки сдачи 4 станций. Федеральный центр вкладывается в строительство Широтной магистрали.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Фото: ЦТП
Фото: сайт Министерства экономического развития

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (33)

Кстати, новые трамвайные рельсы на юго-западе так и не были построены, хотя это обсуждалось на форуме аж 2017 года, в 2018 году было подписано соглашение насчёт аэроэкспресса, но строительства так и не было. Надо вести мониторинг строительства, мониторинг договоренностей и смотреть, выполняются ли они. После того, как Юго-запад застроили человейниками, вопрос, хватит ли там вообще денег и места на трамваи, или опять намывать придется

Ох, уж эти сказочники.

"Не верю!" (с) Бред бредовый... из серии "нашему бы теляти волка заломати..." (с) (русская народная поговорка)... или "Бодливой корове Бог рог не даёт!" (с) (также, народное)...)))

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...