15

Патриотический авиасалон. О чем на самом деле рассказал фильм «Девятаев»

Тимур Бекмамбетов снял блокбастер, в котором гонки и взрывы важнее патетики и истории.

Фото: Скриншот трейлера/Youtube.com
ПоделитьсяПоделиться

В прокате — «Девятаев», патриотическое кино от Тимура Бекмамбетова. В основе сюжета — действительно, эффектная история Михаила Девятаева, летчика, попавшего в плен, а потом сбежавшего оттуда на угнанном вражеском самолете. Это еще за рамками фабулы осталось продолжение — пилот свистнул планы вражеских разработок в области ракетной техники и потом помогал Сергею Королеву в его работе (правда, недолго).

Хотя «Девятаев», на самом деле, достоин внимания не из-за сюжета. В первую очередь, это первая режиссерская работа Бекмамбетова, снятая в России со времен «Иронии судьбы». Дальше он ограничивался бдительным продюсерским глазом и великодушным интересом ко всяким техническим новинкам, вроде формата скринлайф. Сам же снимать предпочитал в Штатах — там сделал и «Линкольна. Охотника на вампиров», и «Бен Гура», вещи большие, дорого-богато оркестрованные и при этом ни на что особо не претендующие.

Возвращение Бекмамбетова — вполне себе самопожертвование. Мало того, что в русском кино как режиссер он оставил весьма отчетливый след в виде «Дозоров» и «Иронии» (попросту говоря, отношение к нему массовой аудитории — «так себе»), так еще и берется за формат более чем рискованный — «великое кино о великой войне». Но буквально с самого начала заявляет: нет, это не «Дозоры» и не патетическая песня о безответной любви к Родине.

Фото: Скриншот трейлера/Youtube.com
ПоделитьсяПоделиться

Уже в качестве сюжетной рамки фильма Бекмамбетов использует неудобную, диссидентскую тему судьбы бывших военнопленных в СССР. На фоне «оттепели» Девятаев едет с женой и детьми в трамвае, где на него кидается с кулаками потерявший сына на фронте старик (Александр Лыков). Он припоминает герою, что тот был в плену, а значит, предал СССР — а сын самого старика погиб геройской смертью. С этого момента действие и переносится в военные годы.

В таком выборе драматической «оптики» — весь Бекмамбетов. Он как будто принципиально не хочет работать хоть с каким-то материалом, не погруженным в киношную традицию, чем глубже — тем лучше. Все его фильмы — в общем, ремейки, или, вернее, «ремиксы», старые мелодии, положенные на бойкие «туц-туц». «Девятаев» — тоже. Тема военнопленных, их судеб, мыканья по лагерям после возвращения домой — неудобная, но кино с ней работает как раз с оттепельных лет, с «Чистого неба» Павла Чухрая, в котором государство превращало попавшего в плен красавца летчика в вечно пьяного и униженного маргинала.

Именно благодаря этому ни у кого язык не повернется называть «Девятаева» — «высказыванием», это не про пленных, не про лагерных. Тема пришла не чтобы Бекмамбетов про нее высказался — она существует только ради того, чтобы на ее основе он развернул пестрый «коврик» спецэффектов и трюков.

Как, опять же, всегда у Бекмамбетова, предметы и природные явления тут играют роль куда более важную, чем сюжет и актеры. Рваными склейками он раз за разом комкает разговорные эпизоды и исповеди, сбегая к самому интересному — самолетам, аэродромам, моторам. Даже в сцене убийства одного из антагонистов главную роль играет не человек, а предмет — изысканно выбранное орудие, палка колбасы.

Точно так же в «Иронии судьбы» камера говорила «мужчина, подвиньтесь» Безрукову с Хабенским и упоенно любовалась майонезом и мобильниками. Так и тут — о'кей, Тимофей Трибунцев, спасибо за то, что полторы реплики произнесли, теперь, пожалуйста, крупный план машинки для стрижки. Хорошо, Павел Чинарев, отлично играете противоречивого капо (привилегированный заключённый в концлагерях Третьего рейха, «работавший» на администрацию), только, пожалуйста, отойдите в сторонку — нам надо во-он те кнопочки на приборной панели снять.

ПоделитьсяПоделиться

В некотором смысле «Девятаев» оправдывает кое-какие огрехи «Иронии» и «Дозоров»: мы не поняли, это был не продакт-плейсмент, не жажда наживы, а просто полное, тотальное отсутствие какого-либо интереса к людям или хотя бы каким-то частям их тел. Предметы интересней в сотни раз.

Ну, да, тут есть цинизм. Странно снимать патриотическое кино, напрочь убивая главное — людей, героев, их мотивировки. Но, если учесть уровень русского патриотического кино вообще и фильмов, прокат которых обычно подгоняют под Девятое мая, — «Девятаев» это, конечно, прорыв по части зрелищности и эффектности. А главное — откровенности.

Ну, да, детский, примитивный, «Перл Харбор» из Болливуда. Ну, да, патриотизм у нас — это не гордость за людей, не сопереживание им, а щенячий восторг по поводу красоты и скорости самолетиков (а также танчиков, пушечек и ружариков). Но эта откровенность как-то даже обезоруживает. А, так это у вас называется патриотизмом? Просто мальчишество? Просто любовь к кино, скорости и игрушкам? Тогда ясно, спасибо.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Фото: Скриншот трейлера/Youtube.com
Фото: Скриншот трейлера/Youtube.com

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (15)

265934329
Жизнь в концлагере, как она была на самом деле не показать. И герой на поверку может оказаться не героем, и наоборот. Плен, и если ты остался жив - вызывает вопрос, как это?
Я показал фильм "Восхождение" (Шепитько). Сыну 12 лет. Так он ночью потом вскрикивал.
А про Девятаева фильм я понял, что он не смотреть или чувствовать хочет, а поиграть. Вот и вся разница.

265934329
К дню победы планомерно показываю детям кино про войну, и чаше всего это кино советское 60-80-ых годов. После очередного просмотра младший сын спросил про шумящий навязчиво "Девятаев". Этот вопрос натолкнул меня на следующий цикл просмотров, где тема плена и фашистского концлагеря была лейтмотивом. Просмотрев один фильм из советской подборки я спросил сына, ну что хочешь смотреть "Девятаев"а? А почему нет? - спросил сын. Ты же тоже не смотрел. Конечно не смотрел. И тогда я подвел сына к весам в ванной комнате. Он встал и стрелка весов помигав зафиксировала 36 кг. 700 гр.
- Так вот сынок, посмотри на постер фильма "Девятаев" - ты видишь мужчину среднего роста, считай, как я. Смотри, я встаю на весы. Сколько я вешу? А теперь представь, что я высох до твоего веса. Представил!? Вот столько Девятаев весил, когда вырвался из плена. Поэтому, сынок, мне достаточно постера, чтобы не тратить время на это кино.

IBM
Прекрасный фильм, выгодно отличается от многих современных псевдопатриотических творений...
Что хотел сказать автор рецензии не ведаю,но догадываюсь...тоже плюнуть в советское прошлое...Это сейчас модно, авось зачтется.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...