Государство обязано выплатить петербурженкам Маргарите Балашовой и Галине Черевичной заработную плату, которую они не получили двадцать лет назад. Такое решение 29 сентября вынес Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Балашова и Черевичная работали в Государственной инспекции по качеству молока и молочной продукции Северного и Северо-Западного экономических районов. До 1998 года инспекция находилась в ведении Минсельхоза РФ. Затем началась реорганизация — региональные инспекции передавали в ведение местных властей. Однако процесс затянулся, в 2000 году Минсельхоз прекратил финансирование, а спустя четыре года учреждение ликвидировали.
Бывшие сотрудники не смогли взыскать невыплаченную заработную плату и выходное пособие. Суд признал обоснованными требования Маргариты Балашовой на 151 тысячу рублей и Галины Черевичной на 166 тысяч, но фактически эти решения не были исполнены: федеральное казначейство вернуло исполнительные листы, так как госучреждение «не числилось среди организаций, получающих средства федерального бюджета». А судебные приставы не смогли найти ни должника (ликвидированную инспекцию), ни его имущества, ни денежных средств. Суды же отклонили иски работниц о привлечении министерства к субсидиарной ответственности по долгам подведомственного им учреждения.
В результате женщины обратились в ЕСПЧ, при рассмотрении их жалоб представители российских властей отрицали нарушения. По заверениям чиновников, истицы своевременно не подали свои требования в ликвидационную комиссию для включения в число кредиторов. Кроме того, они не направляли исполнительные листы в Минфин РФ.
ЕСПЧ эти доводы оценил критически. Чиновники утверждали, что конкретное министерство не несет субсидиарной ответственности за долги ликвидированного учреждения, однако в целом не отрицали ответственности государства.
«Бремя обеспечения исполнения судебного решения против государства лежит в первую очередь на государственных органах, начиная с даты, когда решение становится обязательным и подлежит исполнению. Заявители предприняли разумные процессуальные действия для исполнения судебного решения, вынесенного в их пользу. Задержка с выплатой денежной суммы до одного года в принципе совместима с требованиями Европейской конвенции, тогда как более длительная считается необоснованной», — отмечается в решении ЕСПЧ.
Признавая права Маргариты Балашовой и Галины Черевичной нарушенными, Европейский суд предписал выплатить им задолженность по заработной плате, а также по 3,5 тысячи евро в качестве компенсации морального вреда: «Заявители испытали определенные страдания и разочарование в результате своевременного неисполнения властями вынесенных в их пользу судебных решений», — заключили страсбургские служители Фемиды.