Марина Горлачева, партнер CLC
Время, когда аудиторы были «помощниками» бухгалтеров, ушло. Сегодня аудиторы должны быть высококвалифицированными консультантами владельцев бизнеса. А бизнесмены должны знать своих аудиторов, понимать их компетенцию и учитывать результаты аудиторских проверок в своей предпринимательской деятельности.
Если вы спросите любого владельца бизнеса, знает ли он своих аудиторов, подавляющее большинство ответит примерно одинаково: да, весной к нам приходят какие-то женщины и с нашими бухгалтерами обсуждают, как правильно платить налоги. Такой вот обывательский подход. Между тем, именно собственникам бизнеса надо в числе первых интересоваться и компетенцией аудиторов, и результатами их работы. А еще лучше — выступать инициаторами таких проверок, привлекая независимых «ревизоров», потому что если в обществе будут обнаружены признаки неплатежеспособности, любые недостатки или искажения бухгалтерской отчетности могут быть расценены как недобросовестное ведение бизнеса с самыми серьезными последствиями лично для бенефициаров.
В период экономического кризиса обсуждать аудит кому-то может показаться неактуальным, ведь аудит — это проверка независимыми специалистами бухгалтерской отчетности на соответствие законодательству и выражение мнения о ее достоверности. Какие могут быть проверки, когда и без них все очень сложно?
Аудит, как известно, бывает обязательным: его проходят банки, страховые, участники рынка ценных бумаг. Однако Закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает обязательный аудит и для организаций, имеющих валюту баланса всего 60 миллионов рублей или выручку свыше 400 миллионов, а также для всех акционерных обществ. Эксперты говорят, что эти цифры будут подняты до 600 миллионов выручки и до 200 миллионов баланса. Но проблема не в этом, многие и так знают, что не такие уж страшные санкции предусмотрены за непроведение обязательного аудита. Можно уложиться в 5500 рублей. Штраф на должностное лицо 300–500 рублей за непредоставление заключения в налоговый орган и 5000 рублей на организацию, если заключение не размещено на «Федресурсе». Поэтому большинство рассуждает так: зачем тратить 200–300 тысяч рублей на аудит, если можно заплатить 5500 рублей штрафа и жить спокойно?
Увы, сейчас мало кому удается жить спокойно. Признаки неплатежеспособности (читай — банкротства) можно обнаружить у большинства организаций. В такой ситуации бенефициары делают все возможное, чтобы спасти свой бизнес, порой принимая рискованные решения и совершая опрометчивые поступки.
А что же аудиторы? Все предприниматели знают, что есть аудиторская компания, которую они выбрали на общем собрании, и она ежегодно должна проводить аудиторские проверки. Но если вы спросите любого владельца бизнеса, знает ли он своих аудиторов, подавляющее большинство ответит примерно одинаково: да, весной к нам приходят какие-то женщины и с нашими бухгалтерами обсуждают, как правильно платить налоги. Такой вот обывательский подход. Между тем, именно собственникам бизнеса надо в числе первых интересоваться и компетенцией аудиторов, и результатами их работы. А еще лучше выступать инициаторами таких проверок, привлекая независимых «ревизоров», потому что если в обществе будут обнаружены признаки неплатежеспособности, любые недостатки или искажения бухгалтерской отчетности могут быть расценены как недобросовестное ведение бизнеса с самыми серьезными последствиями лично для бенефициаров.
При таких обстоятельствах отсутствие у компании аудиторского заключения нужно рассматривать не с точки зрения формальных последствий, а с точки зрения упущенной возможности использовать опыт и знания аудиторов для того, чтобы почувствовать пульс своей компании и вовремя уловить моменты, которые могут привести ее к банкротству.
Понятно, что и аудиторские фирмы должны отвечать высоким требованиям. Серьезные аудиторские компании должны иметь в своей структуре не просто опытных бухгалтеров с аудиторскими аттестатами, которые быстро и красиво напишут заключение, а команду, в которую входят и юристы, и экономисты различных профилей, и консультанты по антикризисному управлению, прошедшие сложные банкротные процедуры. Работа такой команды может стать серьезным подспорьем в совершенствовании бизнес-процессов предприятия, развитии современных экономических трендов.
А тренды у нас задает молодежь. В российском бизнесе вовсю идет смена поколений. Из разных бизнес-школ, в том числе иностранных, приезжают с дипломами дети бенефициаров бизнеса, обладающие новыми знаниями, собственным опытом и свежими взглядами на экономику. И между партнерами начинаются — не обязательно трения, но расхождения в понимании, как должен быть устроен бизнес. Партнеры расстаются, делят бизнес, и в такой ситуации хорошие аудиторы, обладающие навыками медиации, могут сделать так, чтобы раздел не превратился в корпоративную войну. К сожалению, наш город славится громкими корпоративными конфликтами, на фоне которых рухнули весьма успешные компании.
Не только разделы, но и слияния и поглощения, реорганизации, немыслимы без аудиторских проверок. Хороший аудитор будет рядом, как говорится, «и в горе, и в радости»: поможет при смене генерального директора или главного бухгалтера, при оценке стоимости предприятия в случае его продажи, выделении доли супруга или наследовании.
По результатам проверки аудиторы готовят два документа: отчет и заключение. Заключение носит публичный характер, а отчет — конфиденциальный, доступный только лицам, отвечающим за корпоративное управление. Даже для миноритарного участника общества отчет аудитора может стать очень интересным документом. Замечания, предложения, представленные в отчете, помогут вовремя принять меры, способствующие развитию компании, либо позволят избежать печальных последствий, когда участники вынуждены заниматься ликвидацией своего бизнеса или — хуже того, банкротством со множеством претензий со стороны контрагентов, кредиторов, работников. К сожалению, сейчас в коридорах арбитражного суда мы слышим названия очень крупных компаний, которые, еще пару лет назад казалось, ни при каких обстоятельствах не могли оказаться в банкротстве. Не зря Закон о банкротстве обязывает управляющего проводить финансовый анализ деятельности компании за три года до возбуждения дела о несостоятельности, потому что, как правило, именно за три года можно выявить тенденции, негативно повлиявшие на экономику фирмы.
Недавно открылись рейсы на Мальдивы, наверняка после карантина многие захотят улететь «на острова» и пожить там подольше. Но руку на пульсе своих компаний в период кризиса надо держать еще тверже. Как это лучше сделать? Может быть, создать какую-нибудь модную систему внутреннего контроля, например, отдел комплаенс-контроля или внутреннего аудита? Не помешает, но нужно понимать, что со временем этот отдел, если вы лично и постоянно с ним не работаете, «медленно, но верно» перейдет под руководство финансового директора. А финансовый директор — замечательный человек — все так здорово организовал, зачем же посвящать во внутреннюю кухню еще каких-то посторонних людей?
Да, органы внутреннего контроля нужны, с этим глупо спорить, но, сколько бы вы их ни создавали, через непродолжительное время даже самые лучшие специалисты станут частью вашей структуры, проникнутся ее традициями, обрастут связями. И возникнет эффект «замыливания глаза». Конечно, если у вас корпорация уровня «Газпрома» и ваши внутренние аудиторы весь год перемещаются от одной «дочки» к другой, этот эффект может быть и нивелируется. Но в холдингах среднего уровня — а средний уровень это тоже весьма немалый бизнес — этот эффект будет неблагоприятно влиять на развитие компании. Внешние аудиторы — а мы имеем в виду только высокопрофессиональных специалистов — принесут вам свежий взгляд, помогут преодолеть негативные тенденции и внедрить визионерский подход к управлению бизнесом.
Все правовые дискуссии и анонсы будущих событий — здесь.