Самая популярная социальная сеть у петербургских батюшек — «ВКонтакте». На втором месте — «Инстаграм», чуть менее популярен «Фейсбук». Не редкостью стали совместные молитвы или беседы в Zoom.
Русская православная церковь начала осваивать современные способы общения с паствой задолго до того, как вредоносное поветрие внесло свои коррективы в повседневную жизнь прихожан. Но теперь уходить в онлайн в той или иной форме приходится всем, а не только блогерам-энтузиастам.
Священники даже находят в этом свои плюсы. Потому что любая онлайн-трансляция собирает больше людей, чем может вместить храм.
Петербургская епархия приняла решение: с 14 по 19 апреля богослужения во всех храмах города лучше совершать без участия прихожан. На эту вынужденную меру епархия пошла по благословению патриарха и скрепя сердце, ведь период самых жестких ограничений, вызванных эпидемией коронавируса, пришелся на Страстную седмицу и на Пасху. Воцерковленным верующим, которые регулярно ходят в храм и причащаются, особенно тяжело. Поэтому, чтобы поддержать их, многие приходы и священники начали активно осваивать интернет-площадки.
В настоящее время 15 храмов епархии регулярно ведут онлайн-трансляции своих служб. Чаще всего — через группы приходов в социальной сети «ВКонтакте».
«По имеющейся в епархии статистике, с 1 по 12 апреля у нас более 800 тысяч просмотров трансляций служб, — рассказала «Фонтанке» руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии РПЦ Наталья Родоманова. — Конечно, это не значит, что каждый, кто подключился к трансляции, досмотрел службы до конца, но это серьезная цифра, которая свидетельствует об определенном интересе аудитории и востребованности такого контента. Сравнивать эту статистику с количеством прихожан, которые посещали храмы до введения режима самоизоляции, не совсем корректно. Но в тех храмах, где сформировались дружные приходы или формат онлайн-трансляции используется давно, просмотров больше, в среднем — до 26 тысяч. Феодоровский собор в честь 300-летия дома Романовых на Миргородской улице начал свои трансляции в связи с эпидемией, чтобы сохранить связь с прихожанами, которые не имеют возможности участвовать в богослужениях. На пятой седмице Великого поста трансляцию богослужения с участием митрополита посмотрели около 65 тысяч пользователей, что стало для нас приятной неожиданностью». Кстати, Феодоровский храм и раньше использовал онлайн-формат для приходских мероприятий. Но до эпидемии коронавируса это были не службы, а только лекции и концерты.
Самая популярная платформа для общения батюшек с паствой в Петербурге — социальная сеть «ВКонтакте». На втором месте в епархии называют «Инстаграм», чуть менее популярен у священников «Фейсбук». Для совместных молитв или обсуждений вопросов веры иногда используется сервис видеоконференций Zoom.
«Просмотр прямого эфира, конечно, не заменяет личного участия человека в богослужении или, тем более, в таинстве. Причастие онлайн невозможно, — говорит Наталья Родоманова. — Но интернет-форматы дают человеку возможность почувствовать себя сопричастным церковной жизни, укрепляют его в домашней молитве. Мы надеемся, что люди воспримут этот период вынужденной самоизоляции с терпением и смирением».
Недавно социальная сеть «Одноклассники» обратилась к руководству синодального отдела РПЦ по взаимодействию с общественными организациями и СМИ. Администраторы «Одноклассников» заметили, что у их пользователей на фоне эпидемии коронавируса и изменений, которые из-за нее произошли в их жизни, возникла серьезная потребность в общении со священником. «Люди хотели задать свои вопросы и получить ответ, — говорит Наталья Родоманова. — В Москве была организована специальная группа, которая ведет этот проект совместно с «Одноклассниками». В основном там работают священники из Москвы, но есть один батюшка из Благовещенска, и недавно подключились к работе несколько человек из Петербурга. Пока наши священнослужители только встраиваются в эту работу. Люди звонят через IP-телефонию. Выглядит это почти как телефон доверия: никогда нельзя предсказать, насколько серьезной может оказаться ситуация у задающего вопрос».
Настоятель собора сошествия Святого Духа на Апостолов протоиерей Александр Ткаченко признается, что всегда был «динозавром» в плане компьютерных технологий, но не теперь.
«Для нас всех было очень важно услышать мнение патриарха о происходящих событиях. И мы понимаем, насколько трудное решение принимал патриарх, когда обратился к людям и попросил их оставаться дома, — говорит Александр Ткаченко. — И он нашел для этого очень правильный образ — отшельников, подвижников древности, которые уходили в пустыни и жили там в одиночестве и молитве. Задача духовенства теперь — сделать так, чтобы, оставаясь дома, люди не чувствовали себя оторванными от духовной жизни и праздника Светлой Пасхи. Я — человек далекий от компьютерных технологий, хотя сайт у нашего собора Святого Духа, конечно, есть http://sobor-spb.org. Кроме того, мои молодые служители создали группу нашего храма в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/soborspb. Там есть возможность транслировать службы в прямом эфире. И я был поражен, когда оказалось, что службу онлайн посещает больше прихожан, чем могут вместить стены самого большого храма. Во время всенощного бдения, например, у нас было 2,5 тысячи просмотров».
Священник отмечает, что бывают ситуации, когда виртуального присутствия на службе недостаточно. Ведь люди приходят в храм, когда болит душа, когда им необходимо общение со священником, когда больше не к кому прийти. «И мы должны обеспечить их безопасность, — говорит Александр Ткаченко. — Нормы гигиены в храме соблюдаются строжайшим образом, мы используем хлоросодержащие средства, которые лицензированы для санитарной обработки помещений. Иконы и церковную утварь мы дезинфицируем спиртом. Что касается целования икон, которое не является обязательным элементом службы, — надо понимать, что почитание воздается не самой иконе, а образу, который на ней запечатлен. И это почитание можно выразить поклоном или созерцанием иконы. Если священник совершает душевную беседу с прихожанином, он носит маску и соблюдает рекомендованную дистанцию в 1,5 метра. Бывают духовные состояния, при которых общение со священником необходимо. Многие сегодня находятся в тревоге и стрессе, и это мучает людей. Задача священников — помочь им справиться с этим, оставаясь на связи».
Бывают ситуации, когда оставаться на связи жизненно важно. Руководитель программы помощи зависимым «Фавор» протоиерей Максим Плетнев перенес ежедневное чтение вечернего правила в Интернет еще 31 марта, как только горожанам порекомендовали соблюдать режим самоизоляции. Трансляция ведется в 22 часа на странице священника в социальной сети «ВКонтакте». Программу «Фавор» тоже пришлось адаптировать к новым условиям.
«Эту программу мы начали осенью 2014 года, — рассказывает протоиерей Плетнев. — Это вполне профессиональная реабилитация, психологическая, духовная и церковная, которая проводится в амбулаторном формате». Три месяца участники каждый день приходят на групповые занятия и индивидуальные консультации. По воскресеньям — на литургию в храм. Каждый участник выполняет десять письменных заданий, например ведет дневники чувств. Цель программы — создание духовно-терапевтической среды, в которой формируются навыки трезвости. «Около 30% наших зависимых — люди воцерковленные, — говорит священник. — Им нужно помочь перенастроить свою духовную жизнь, потому что, если человек верующий злоупотребляет алкоголем, значит, с его верой что-то не так. Неверующим участникам мы помогаем постепенно прийти к вере, формируя духовные навыки: навык молитвы, навык участия в церковной и общинной жизни, навык радости бытия. Психологические навыки сводятся к осознанию себя через прописывание дневника чувств, благодаря которому люди начинают видеть свой портрет, осознают, как они живут. Дальше мы стараемся дать человеку инструмент саморегуляции, осознанности, чтобы он мог собой управлять. Но после трех месяцев реабилитации человеку по-прежнему требуется духовно-терапевтическая среда, чтобы он мог дальше жить. Почти у всех в основании зависимости лежат непростые детско-родительские отношения, как правило, все они вышли из дисфункциональных семей. И их жизнь — выжженное поле, возвращаться не к чему. И мы должны продолжать создавать для них пространство доброты, любви и принятия. Когда начался кризис, связанный с эпидемией, всю эту работу мы перенесли в онлайн-формат».
Теперь участники групповых занятий встречаются в видеоконференциях Zoom. Все группы, в том числе для родственников и для постреабилитантов, общаются в отдельных чатах в WhatsApp. «Кроме того, мы активно осваиваем Google-календарь для сотрудников, где у каждого есть свой корпоративный адрес, свой календарь, и все они совмещены в аккаунте администратора, — говорит Максим Плетнев. — Собрания сотрудников дважды в неделю у нас тоже проходят в формате видеоконференций. Конечно, мы понимаем, что, по сути, нам сейчас придется создавать новую программу, потому что реальное общение и виртуальное — это разные вещи. Интернет-занятия — это все равно что есть арбуз по телефону, вкуса ты не почувствуешь. Конечно, удобно, что не надо тратить время на дорогу. С другой стороны, когда человек приезжал в Александро-Невскую лавру, где проходили наши занятия, шел по коридору, по которому ходили многие наши священномученики, это внутренне собирало его".
Ушел в Интернет и еще один проект — клуб интеллектуального общения «Ортодокс», встречи которого теперь тоже проводятся через Zoom в формате видеоконференции. Собирается около 30 участников, а эфир встречи можно посмотреть во «ВКонтакте».
Есть в Петербурге и свой батюшка-блогер. Протоиерей Константин Пархоменко завел канал в Youtube еще шесть лет назад, чтобы выкладывать толкования на Евангелие, которые верующим положено знать. Потом к этому контенту добавились рассказы о паломничествах и проповеди. Сейчас у канала почти 88 тысяч подписчиков, а видеоролики набирают до 400 тысяч просмотров. В своих выступлениях батюшка рассказывает о том, как часто мы делаем религию заложницей наших глупостей, почему неправильно вступать с Богом в договорные отношения и как избежать магического подхода к вере. А еще как молиться во время эпидемии коронавируса и что делать, если храмы закрыты.
«Настоящая религиозность — когда человек понимает, что получил от Бога ресурсы, и с радостью становится со-трудником божьим, чтобы в мире стало больше доброты и красоты», — наставляет священник свою аудиторию. К каналу не подключена монетизация, все расходы, связанные с производством роликов, протоиерей Пархоменко оплачивает сам. Расходы эти небольшие, потому что автор старается обходиться малым: сам устанавливает камеру с автофокусом, выбирает подходящий ракурс, подключает микрофон, потом обрабатывает видео дома. «Один мой товарищ, отец Александр из Белоруссии, ведет канал «Батюшка ответит», — говорит отец Константин. — У него очень интересные и яркие видеоролики, с интересными спецэффектами. Он рассказал мне, что над созданием одного видеоролика работает от 20 до 30 часов. И монтирует свои ролики в по-настоящему профессиональной программе. Но я не сижу, не корпею над каждым роликом, чтобы было больше времени на создание новых видео. Я делаю это не ради собственного пиара. Дело в том, что современная проповедь о Евангелии, Иисусе Христе и церкви подразумевает осваивание таких форматов, как общение в Интернете с людьми. У меня и до видеоблога был достаточно популярный сайт. Многим людям, особенно молодежи, сегодня легче посмотреть видео, чем что-то почитать. Мои ролики длинные. Короткие десятиминутки модные я сознательно не делаю, потому что моя задача — не развлечь человека, а дать ему какие-то знания. Многие критикуют мой контент за то, что он слишком серьезный, но это моя позиция».
Батюшке-видеоблогеру знакомо понятие «хейтер». Константин Пархоменко признается, что читает комментарии под своими видеороликами и немного завидует тем блогерам-священникам, которым все равно, что пишут в таких комментариях. «Конечно, общаясь с аудиторией офлайн, я могу рассказать о каких-то современных исследованиях, скандальных находках или открытиях, обсудить спорные версии, — говорит он. — Но потом при монтаже я это вырезаю, потому что в Интернете, к сожалению, много людей, которые всюду пытаются найти ересь и искажение православия. На меня много жалоб поступало. Людям не запретишь высказывать свое мнение. Мой принцип — всегда общаться с аудиторией честно. Но какую-то информацию, которую я могу обсудить с узким кругом людей, аудитории Интернета я не транслирую».
Проблему самоизоляции, когда прямой контакт священника с паствой невозможен, священник считает несколько преувеличенной. «Обычно, когда я служу в храме, ко мне приходят пообщаться человек десять, — говорит он. — Еще с сотней тех, кто живет в разных городах и других странах, я общаюсь по телефону. А с тысячей — через Интернет. С теми старушками, которые приходили ко мне, я сейчас могу поговорить по телефону. Что касается богослужений, то ситуация сегодня просто роскошная — трансляции ведутся из многих прекрасных храмов каждый день, и люди могут выбрать. Да, возможности причаститься сейчас нет. Но все люди грешные, и, если мы воспримем это как своеобразную епитимью, потерпим, ничего плохого в этом нет. Но к тем, кто находится в смертной опасности, священники все равно приезжают, исповедуют их и причащают».
Петербургские священники пока не знают, разрешат ли им власти, как в Ленинградской области, на Пасху провести освящение куличей на открытом воздухе, с соблюдением дистанции между прихожанами. Даже если этого не случится, освятить праздничную трапезу верующие могут домашним чином, прочитав молитву и окропив угощение святой водой. Но способ почувствовать общность с другими православными все равно есть. «На Пасху можно на окно поставить фонарик или лампадку, — говорит протоиерей Александр Ткаченко. — Люди, которые выставят такой светильник, увидят свет в окнах напротив, где их соседи тоже не спят и отмечают Пасху. Это способ показать свою сопричастность празднику, даже оставаясь дома».
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»