В ходе двух экспедиций в Горле Белого моря специалисты Центра подводных исследований идентифицировали 11 кораблей, сообщает пресс-служба Русского географического общества.
Как рассказали исследователи, место было выбрано не случайно: в Горле Белого моря (это пролив, который соединяет море с Северным Ледовитым океаном) по проходящим через него торговым путям шло интенсивное судоходство. По архивным документам учёным удалось выявить несколько сотен затонувших объектов, но поскольку точную локацию кораблекрушений начали фиксировать на картах в XX веке, то и обнаружить удалось те суда, что затонули тогда.
В поисках, которые начались ещё в 2017 году, помогали корабли Северного флота, изучив территорию в 400 кв. км. Так, 3D-снимки подводных объектов были сделаны с помощью многолучевого эхолота корабля «Всеволод Воробьёв».
Шесть кораблей из одиннадцати идентифицированных затонули во время Первой мировой войны, рассказал руководитель экспедиции Андрей Лукошков.
Исследователи нашли 98-метровый американский грузовой пароход «Каролина», построенный в 1896 году. Судно, перевозившее военное имущество: автомобили, обмундирование, снаряжение, — погибло в мае 1916 года, налетев на скалу. Ещё одна находка — российско-финляндский пароход «Урания», шедший с грузом военного снаряжения из Англии в Россию. Корабль погиб в июне 1915 года на минном заграждении. Также найдены погибшие в то же время на том же заграждении английские угольщики «Кап Антиб» и «Африкан Монарх» и норвежский пароход «Лисакер». Кроме того, специалисты обнаружили английский пароход «Друмлойст» с грузом леса, подорвавшийся сразу на двух минах в годы войны.
«Также был найден английский лесовоз, погибший ещё в 1911 году, до войны. Корабль налетел на скалу. Кроме того, мы обнаружили пять деревянных кораблей. Среди них 22-метровая двухмачтовая зверобойная шхуна и 36-метровый корабль, предположительно торговый или из военного конвоя», — отметил Андрей Лукошков.
В РГО уверены, что находки представляют историческую ценность и являются значимыми объектами исследования для подводных археологов. Важно, что многие части кораблей хорошо сохранились.