Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
ЖКХ Общество Сосули Снегоплавилки не дождались снега. Почему Смольный не топит снег на местах, а складывает до лучших времен (фото, видео)

Снегоплавилки не дождались снега. Почему Смольный не топит снег на местах, а складывает до лучших времен (фото, видео)

7 006
Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"/Архив

Дорогие, но «экономичные» передвижные снегоплавилки заменили на еще более дешевую технологию: складировать снег в 52 кучки, чтобы потом вывозить их на утилизацию, когда обстановка позволит.

После памятной зимы 2011 года Смольный закупил передвижные установки для плавки снега — предполагалось, что они спасут в случае очередного буйства стихии. Ждать его пришлось 8 лет, а когда дождались, выяснилось, что канадские агрегаты за 200 млн не пригодятся. Проще везти снег на стационарные пункты «Водоканала» или складировать до поры в разных районах города, благо список разрешенных адресов вырос.

О мобильных снегоплавильных пунктах этой зимой вспомнили не зря: январь побил рекорд суперснежного начала 2011 года, после которого свою должность покинула бывший губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. На этом фоне — а также в рамках необъявленной избирательной кампании — посыпались чиновничьи откровения: содержание дорог недофинансировано на 40%, парк снегоуборочной техники необходимо увеличить, песок по возможности заменить на гранитную крошку, ну и вообще почаще брать лопаты в руки самим.

При этом комитет по благоустройству отчитывается о титанических объемах вывезенного снега. Накануне сообщили о суточном рекорде этой зимы – 73 тысячи кубометров, всего же с начала снежного сезона накопилось 1,9 млн кубов. Все это направляется на 11 снегоплавильных и 7 снегоприемных пунктов, которые находятся в ведении «Водоканала». Однако эти объекты не успевают принимать все грузовики и огромные тонары, которые стоят в многочасовых очередях, чтобы разгрузиться. 28 января аппарат врио губернатора Петербурга сообщил, что открыл несколько дополнительных площадок для размещения снега.

На самом деле 45 адресов районными администрациями определены заранее и даже содержатся в конкурсной документации для подрядчиков по содержанию дорог. Там они проходят под названием «площадка временного перегруза снега со сроком вывоза до 10 суток: мол, чем толкаться в пробках по дороге к условному Рижскому проспекту или Шкиперскому протоку, лучше до поры до времени разгрузиться где-то недалеко, а потом уже везти снег на утилизацию. Рекордсменом по их количеству является Курортный район, там площадок аж 17; в остальных их число колеблется от 1 до 4, в Центральном районе изначально не запланированно ни одной. Однако погода внесла свои корректировки. Главной находкой стал полигон «Северный» все того же «Водоканала», где для снега приготовлены целые поля.

1 из 6
Источник:

Помимо этого, снежные курганы в январе разрешили размещать на углу 8-го Верхнего переулка и пр. Энгельса, на Дальневосточном, на парковке между Крестовским проспектом и Южной дорогой, на Мебельной улице, в Славянке и на Кавалергардской улице у дома 42, а также на Петроградской набережной напротив дома 38А. В Центральном районе перегружают снег на Орловской улице и на проспекте Обуховской Обороны рядом с Обводным каналом.

При этом еще несколько лет назад казалось, что, буквально, не гора пойдет к Магомету, а наоборот. В конце нулевых примерно за 40 млн были закуплены три мобильные снегоплавильные установки – две канадские и одна американская. Контрольно-счетная палата поперхнулась и признала расходы неэффективными, ведь техника практически не использовалась. В 2011 году это не помешало приобрести еще 10 штук, на этот раз все канадские, производства Trecan. 3 из них были газовые, 7 — дизельные, но вне зависимости от технического устройства импортные плавилки оказались в несколько раз дороже отечественных, покупка обошлась в 212 млн рублей.

Чтение интервью «Фонтанки» с главами комитета по благоустройству того времени Андреем Подобедом и Владимиром Абраменко — натуральное путешествие во времени: там и соль с реагентом «Бионорд», и отказ расширять использование гранитной крошки. Однако в части снегоплавилок — торжество рационализма. Сравнивая дорогие канадские установки с дешевыми отечественными, Подобед проводил параллели с автомобилями: «Давайте для примера возьмем два легковых автомобиля – стоимостью 500 тысяч рублей и 1,5 млн. У первого автомобиля расход топлива – 15 литров, у второго – 6 литров. И в расчете на целый год мы получаем существенную разницу в расходах, так что за несколько лет разница в изначальной цене съедается».

Судя по всему, разница съелась года за 4, и на этом было решено остановиться. Мобильные плавилки ставили, в частности, на Петроградской стороне и набережной Обводного канала. Однако, как рассказали в комитете по благоустройству, в последний раз установки массово использовали в 2015 году, затем переориентировались на стационарные пункты. Несколько парадоксальным выглядит ответ о причинах — на фоне приведенной выше цитаты об экономии на эксплуатации: «Использовать эти снегоплавильные установки при существующих в городе мощностях снегоплавильных пунктов экономически неоправданно».

В неформальной беседе представители комитета добавляют, что с 2011 года сильно подорожали горюче-смазочные материалы, а появление новых пунктов «Водоканала» позволяет перерабатывать несравнимо больший объем снега. «Вы не тратите деньги на топливо, – говорит один из производителей профильного оборудования. – Работа идет на сточных водах, среднегодовая температура — 15 градусов, и этого вполне хватает, чтобы плавить снег. То есть там гораздо лучше экономика даже при учете стоимости строительства».

Новое руководство комитета по благоустройству применило и новый подход к уборке, в частности бессолевую диету. Понимая, что за хозяйство им досталось, оно также попыталось «избавиться» от мобильных снегоплавилок, а точнее, передать движимое имущество из хозведения дорожных предприятий в комитет имущественных отношений. По информации «Фонтанки», процесс так и не был запущен; в КИО подтвердили, что никаких торгов по продаже установок не проводили. Для сравнения: в интернете есть предложения по продаже установок Trecan чуть меньшей мощности, но того же 2011 года выпуска, за 15 млн рублей.

Производительность одной канадской установки – 350 кубометров в час. Если считать не расходы, а объем, выходит, что за час десять установок плавят порядка 3,5 тысячи кубов. Не так мало: в «Водоканале», к примеру, сообщили, что общая суточная производительность его стационарных снегоплавильных пунктов составляет 66 тысяч кубометров, а снегоприемников – 35 тысяч кубометров. Правда, уточнили, что эти объекты могут «работать с превышением суточной производительности в связи с обильными снегопадами без влияния на качество плавления и приема снежных масс». В любом случае эксперимент с передвижными снегоплавильными пунктами в Петербурге заморожен. Сергей Степанов, коммерческий директор петербургской компании «Горыныч», не сумевшей посоревноваться с канадцами в 2011 году, рассказал, что сейчас сотрудничает с «Водоканалом» только на стационарных пунктах, поставляя часть оборудования, в частности снегодробилки.

P. S. Накануне в Сети появилось видео, на котором губернатор Курской области Роман Старовойт выговаривает мэру Курска Николаю Овчарову за то, что снегоплавилка, переданная из Москвы, стоит без дела.

«Нам безвозмездно дорогостоящую технику передают, – говорит Старовойт. – Для того, чтобы она сейчас стояла в неудобном месте, в гараже, среди каких-то руин и ржавчины, вся в снегу?.. Вам неинтересно, как работает эта техника? Вас устраивает ситуация с уборкой снега в городе?»

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
33
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях