Российские банки практически перестали руководствоваться официальным перечнем недобросовестных клиентов и вносят их в собственные черные списки, чтобы избежать процесса реабилитации. Об этом 4 мая пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники в отрасли.
Во второй половине апреля в России полноценно заработала двухуровневая система реабилитации, благодаря которой отказники начали активно обращаться в банки с запросами на исключение из перечня. Согласно разработанной ЦБ программе, на первом этапе банк должен самостоятельно должен принять решение об устранении оснований, по которым ранее клиенту было отказано в проведении операций, и удалении таких сведений из единой базы.
Второй уровень реабилитации касается случаев, когда банк отказывается пересмотреть свое прежнее решение по клиенту-отказнику в связи с его заявлением. Клиент в такой ситуации сможет обратиться в Банк России, и тогда его заявление будет рассматривать совместная комиссия регулятора и Росфинмониторинга.
Издание указывает, что процесс оказался для банков долгим и сложным, поэтому клиентам они предпочитают просто отказывать, не передавая данные в Росфинмониторинг, что делает второй этап невозможным.
«Однако самому клиенту никто не сообщает его статус. В результате выяснить, что происходит, можно только опытным путем, то есть попытавшись провести операцию или открыть счет в других банках. Если клиент в списке, то отказы будут следовать один за другим, причем проходить сложную процедуру реабилитации придется за каждый», — сообщает издание.
По данным источников, клиентам могли бы помочь в ЦБ и Росфинмониторинге, но в этих организациях обратили внимание на то, что такой порядок взаимодействия законом не предусмотрен.
Списки сомнительных клиентов, которым ранее было отказано в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении этого закона, Банк России рассылает кредитным организациям с июля прошлого года.