Министерство транспорта России готовит реформу системы обучения автомобилистов, которая разделит подготовку водителей-любителей и профессионалов. Последние, а это таксисты, дальнобойщики и прочие, будут обучаться по новым программам и получать в правах специальную отметку, без которой не возьмут на работу. Любителям станет проще.
Как пишет 23 ноября газета «Коммерсант», проект изменений в Закон «О безопасности дорожного движения» подготовлен по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова и опубликован на портале regulation.gov.ru.
Закон предусматривает дифференцированный подход к образованию автолюбителей и специалистов. Первые будут заканчивать курсы по общеразвивающим программам и получать права не выше категорий A (мотоциклы), B (легковые автомобили), D (автобусы), C (грузовые автомобили) и их подкатегорий (A1, B1, D1, D1E, C1, C1E).
Если гражданин хочет сделать вождение автомобиля своей профессией, то ему потребуются специализированные курсы, по окончании которых он получит права различных категорий и подкатегорий с отметкой о профессиональной компетенции. Это так называемый код «95», который давно работает в европейских странах и закреплен директивой Европарламента и Совета Евросоюза. Работодатели будут не вправе принять водителя на работу без такой отметки, которая будет действовать в течение пяти лет, после чего потребуется пересдача. Все действующие на момент принятия закона права будут легальны без ограничений.
Обучение любителей упростится, поскольку им не придется проходить принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов, диспетчерское руководство работой подвижного состава и организацию таксомоторных перевозок. При обучении профессионалов, наоборот, будет уделено больше внимания работе в различных внештатных ситуациях, основам безопасности пассажиров и опасных грузов и др.
Программы подготовит Минобрнауки в течение года после вступления закона в силу.